Главная Культура 00:20 24 Мая 2013 138
Бертман: На встречу с Вагнером не пошел бы, чтобы не разочароваться

Исполнилось 200 лет со дня рождения Рихарда Вагнера, великого музыкального революционера и предвестника нацизма

Сергей Бирюков

Вагнер — отдельный композитор даже среди самых великих. Нет, он не более велик, чем, скажем, Бетховен или Бах. Но говорить и писать о нем труднее. Точно так же, как тяжелее слушать его музыку — бесконечные оперы с героями-сверхлюдьми, чьи поступки непонятны, а порой безмерно античеловечны, с немыслимо мудреными монологами и ансамблями, с оркестром, чья звучность не знает пределов, от тишайшего шелеста до грома вселенской катастрофы.

Бетховен, Бах или Чайковский не менее сложны, но в одном они более понятны и ясны — в своей человечности, от которой не отступали никогда. Вагнер часто холоден и неприступен, как заоблачный пик. Так отчего же более полутора сотен лет людей, как кроликов к удаву, тянет к этим ледяным вершинам, где так трудно дышать, а простому смертному грозит сознание собственной ничтожности рядом с этим кичливым арийским гением? Отчего без его влияния не обошлись ни тот же Чайковский, ни максимально неарийский композитор Малер, ни даже Шостакович, знавший, что Вагнером вдохновлялись нацисты?

Какими красотами привлекает Вагнер в своих музыкальных мистериях? Об этом показалось интересным поговорить не с записным вагнерианцем — тому-то с величием кумира все ясно, доказательства не нужны, — а с человеком, испытывающим к легендарному байройтскому жителю даже род антипатии, однако в определенные моменты, почти против воли, тоже шедшим навстречу леденяще-жгущей вагнеровской стихии — режиссером, руководителем «Геликон-оперы» Дмитрием Бертманом.

— В вашем послужном списке более ста спектаклей — но Вагнера там совсем немного, две постановки. Расскажите вашу «вагнеровскую» историю.

— Сперва о том, как она могла бы начаться. За пять лет до открытия нового здания Канадской оперы ее руководитель Ричард Бредшоу, потрясающий дирижер и интендант (к сожалению, недавно умерший) предложил сделать к торжествам «Кольцо нибелунга». Что говорить, более лестного ангажемента не вообразишь: не одна, а сразу четыре грандиозные оперы одного из самых великих композиторов. Мы даже начали что-то делать с художником Хартмутом Шоргхофером. Но чем дальше, тем больше меня охватывал страх, я понимал: не могу это полюбить, а значит не вправе браться. И где-то через два года после первого предложения пришел к Ричарду, чтобы отказаться. Он бросился уговаривать: ты чего, один раз в жизни такое выпадает, на гонорар дом купишь... Мы еще полгода поработали, и чувствую — все, невмоготу. Опять к Ричарду, объясняю: поставить можно все, даже, как говорил Мейерхольд, телефонную книгу, но только если тебе это интересно. Мне интересны живые люди, человеческая эмоция, а у Вагнера с этим худо... В общем, расторгли контракт за три года до постановки.

Следующим, по сути первым моим осуществленным вагнеровским опытом стал «Запрет на любовь». Эту оперу я увидел много лет назад в Ирландии и с тех пор взял на заметку. Она отличается от всего творчества Вагнера. Это же комедия, причем сюжет очень здорово лег на нашу историю с реконструкцией театра (в «Запрете на любовь» изображен сумрачный тиран, мешающий сооружению так называемого Дворца счастья, где все влюбленные смогут найти покровительство — а как раз в период постановки спектакля «Геликон-опера» оборонялась от педантичных охранителей московской старины, тормозивших реконструкцию здания театра на Большой Никитской. — «Труд»). Кроме того, в программе нашего театра есть важный пункт: возвращать к жизни несправедливо забытые оперы великих композиторов. И мы поставили «Запрет на любовь», хотя вокально это, может быть, самая тяжелая из всех вагнеровских опер.

И вот этой весной к юбилею Вагнера я решил сделать спектакль «Nibelungopera.ru». Потому что и сейчас нет-нет да мелькнет мысль: а может, я тогда все-таки допустил с «Кольцом нибелунга» ошибку? Опять начинаю слушать музыку, смотреть клавир — и понимаю: нет, правильно отказался... Но каждый раз при этом убеждаюсь: сколько же у Вагнера музыки, которую я люблю, но которая в бесконечном потоке проходных мест им же самим затирается, разрушается. И пришла идея: сделать из этой любимой мною музыки отдельный спектакль. Отобрал наиболее романтические, чувственные, даже эротические фрагменты, и когда все соединилось, вышла как бы еще одна, 14-я опера Вагнера, где мы прошли через все 13 его оперных партитур, от «Фей» до «Парсифаля», причем одно переливается в другое естественно, без всяких швов. Скрепляет все сквозная вагнеровская тема: поиск любви, стремление вырваться из одиночества, невозможность найти эту любовь в земном мире.

— Вам не кажется, что Вагнер был человеком на грани психической нормы, а то и за ней: откуда эта страсть к самым темным человеческим проявлениям — злобе, предательству, жажде убийства? Какие большинство его героев гнусные, подлые — все эти карлики, драконы, рогатые рыцари... И даже в главных героях часто зло часто побеждает все остальные побуждения: как мечтает Брунгильда убить Зигфрида, каким мелким, мстительным неврастеником проявляет себя главный бог Вотан!

— Потому что все они — нелюди. Или по крайней мере не люди. Невозможно опереться на живую эмоцию. Мне кажется, фигуру Вагнера лучше не изучать, а просто слушать его музыку. Когда я начал изучать его труды, мне стало совсем худо. Кстати, такая же история с Пуччини: знаю его клавиры наизусть, запусти на Луну — там все по памяти восстановлю, от раннего «Эдгара» до незаконченной «Турандот». Но стоит погрузиться в его биографию, и кажется — хуже человека не существовало в мире. Если вас, не дай Бог, занесет в его дом-музей в Торо-дель-Лаго, то вряд ли вы потом захотите туда возвращаться. Представляете: столовая, спальня — а рядом кладбище: он завещал похоронить себя внутри дома. И родственники его там похоронены. Или — коллекция оружия с кровью всех животных, которых он убивал на охоте. А как вам свыше сотни судебных процессов в связи с изнасилованием несовершеннолетних — в Торо не было семьи, где бы он не тронул какую-нибудь юную девочку. На озере стояли два его корабля, «Пинкертон» и «Баттерфляй», которые никуда не плавали, потому что он жил безвыездно, — он туда водил девушек. А если бы он еще чуть-чуть подольше пожил, стопроцентно был бы в фашистской партии: вся его идеология к этому подводила. Плюс жуткий плагиат — он платил огромные деньги, чтобы был полностью обезврежен и затерт его конкурент Леонкавалло, тоже написавший оперу «Богема». А из оперы Джордано «Сибирь» он взял 12 страниц, не поменяв ни одной ноты. Великий композитор? Скорее великий компилятор. Но притом, конечно, потрясающий мелодист. И один из первых, кто оценил возможности джаза, в Торо на традиционном пуччиниевском фестивале обязательно есть джазовый концерт...

— А я считал, что это самый человечный композитор: сколько боли за слабых и униженных — Мими, Чио-Чио-сан...

— Да он смаковал их страдания! Вспомните допрос Тоски, где в это время за стеной кричит на пытке Каварадосси. А если вернемся к трудам Вагнера, просто увидишь будущие печи, где нацисты сжигали евреев — это была его тема, он это придумал, а гитлеровцы использовали. Я уж не говорю о «мелочи»: в Байройте, в театре, построенном по проекту Вагнера, сделаны специально неудобные лавки, чтобы человек не заснул во время длинных опер. И зал запирается на ключ, чтобы никто не мог выйти. Даже если у зрителя инфаркт — пусть он умрет, но на опере пробудет до конца. Насилие в музыке, насилие и вокруг нее. Я, наверное, глупо выгляжу, когда начинаю этим возмущаться, для вагнерианцев тут, возможно, источник болезненного наслаждения. Но ведь даже Верди, попсовый композитор, который вряд ли в своей жизни дослушал хоть одну оперу Вагнера до конца, испытал его влияние. Что говорить про Чайковского, а особенно про Римского-Корсакова: если уж кого называть русским Вагнером, то его — с этими невозможно длинными операми, которые все время вызывают желание взять ножницы и что-то вырезать для их же блага. Я так и делал в «Царской невесте», например, потому что своими длиннотами там композитор убивает сам себя.

— «Царская невеста»? Мне казалось, вот уж предельно плотная драма.

— Да где же плотная? Если Грязной — опричник, мерзавец, который убил семью Любаши, а ее взял к себе наложницей, — в первом действии, когда к нему приходит жрать водку его друг Малюта Скуратов, такой же мерзавец и убийца, — вдруг устраивает концерт песни и танца! Вступает хор, гусляры... Да он, Грязной, уже не бандит, а благородный человек, директор филармонии, меценат! И пока идут танцульки, все забывают про главную историю, потом еще нужно полчаса, чтобы вновь в нее войти. Или: идет ария Грязного «Не тот я стал теперь, все миновало...» И вдруг речитатив: «Не тот теперь я стал, к чему насилье...» Масло масляное. Это чистое вагнерианство: рядом с действительно яркой арией — пустое музыкальное пространство, которое лишь разжижает действие. Напоминание о сюжете тем, кто проспал арию. Вот такие вещи я при постановке убирал. Но Римский-Корсаков, в отличие от Вагнера, менялся в живую сторону. Посмотрите его «Кащея бессмертного» или «Золотого петушка», написанного уже под влиянием Дебюсси и Равеля, которых он вроде бы не любил, но это подхлестывало в нем желание сделать еще ярче, чем у них. Дело в том, что Римский-Корсаков жил в России, а здесь на рубеже веков время было намного более интересное и творческое, чем в Германии.

— В чем же главная находка Вагнера?

— Его музыка — это драматургия разрушения, она не может врачевать. Но иногда такое искусство тоже важно, оно будоражит. Вагнер отмассировал музыкальную культуру того времени, совершил грандиозный прорыв в музыке. Увеличил роль оркестра и принизил роль певца, который стал одним из инструментов оркестровой ткани. Система музыкальной драматургии у него совершенно не классическая: лейтмотивы, присвоенные персонажам, — это такая теоретическая выдумка, а не естественно выливающиеся музыкальные характеристики героев, как было, например, у Моцарта. Вагнер — анти-Моцарт, его музыка не столько эмоциональна, сколько физиологична: когда мы слушаем эти соединения инструментов, аккорды, кульминации, наши жилы начинают вибрировать чисто физически. Вибрация всего нашего организма — в этом ноу-хау Вагнера.

— Кого из русских композиторов можно назвать его антиподами?

— Конечно, Чайковского (хотя мы с вами и говорили о вагнеровском влиянии на него): он никогда никому ничего не навязывал, наоборот — всю жизнь сам страдал и терпел. А в ХХ веке — Шостаковича. Хотя у них обоих тоже очень силен оркестр, музыка эмоционально взрывная, но все это сделано через чувственную русскую душу, мы способны заплакать вместе с персонажами, улыбнуться. Заплакать вместе с Брунгильдой невозможно.

— Помните, в фильме «Меланхолия» Ларса фон Триера именно музыка Вагнера сопровождает гибель Земли.

— «Смерть Изольды» — конечно, абсолютный шедевр. Но для меня в гораздо большей степени с гибелью Земли ассоциируется ария Памины.

— Тихая и трогательная жалоба героини из «Волшебной флейты» Моцарта? Но почему?!

— У меня ощущение, что если бы цивилизации нашей суждено было пропасть, то именно под такую простую, истаивающую на пианиссимо музыку.

— В Моцарте, конечно, есть эта щемящая нота боли, которой совсем нет у Вагнера. Хотя не сомневаюсь, что Вагнер боготворил Моцарта как воплощение немецкого духа.

— Мне кажется, он ему скорее противостоял. Если бы они жили в одно время, они бы не были друзьями.

— Это факт, Вагнер был слишком высокомерен для такой дружбы. И с прямолинейным грубияном Бетховеном они бы вряд ли подружились. Думаю, старина Людвиг, приверженец идеи «Обнимитесь, миллионы», в своей простоте нашел бы повод набить ему морду. Кстати, я не уверен, что сам Вагнер мог бы кому-то набить морду. Он мог поступить конфликтно и даже некрасиво, но дистанционно — отбить чужую жену, жениться на дочери друга, которому он ровесник... Но вернемся к музыке: что следующее у Вагнера вы бы поставили? Наверное, если вам близка комическая струя, «Нюрнбергских мейстерзингеров»?

— Как раз нет, если бы я решился делать, то «Тристана и Изольду». Все-таки это опера о любви, хоть и сверхчеловеческой. И может быть, «Парсифаля».

— А из постановок «Тристана» какая вам больше нравится?

— Спектакль Дмитрия Чернякова в Мариинском театре.

— Где с сотого этажа роскошного отеля, в котором выясняют отношения герои, видна война в городе, и она в конце концов накрывает их... Но в одном вашем интервью я прочитал, что на сцене вам не хочется современной обыденности, вы стремитесь к романтической возвышенности. Грубо говоря — не надо одевать Аиду в ватник.

— Немирович-Данченко говорил: театр — это зеркало. От постановщика зависит, как это зеркало повернуть и что в нем отразить. Сегодняшнее время мне кажется до такой степени аморальным и болезненным, столько грязи мы видим на улице, а особенно в телевизоре, что в музыкальном театре хочется сосредоточиться на любви, приподнятой над жизнью. На чувствах, которые возвышают нас над обыденностью и вызывают сознание: ВОТ КАК должно быть!

— Если бы вы встретили Вагнера, что бы ему сказали?

— Я бы не пошел на эту встречу. Чтобы не разочаровываться в том, чем очарован.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9532
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7234
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?