- Александр, вот уже восемь лет вы живете и тренируетесь за рубежом, но каждый год бываете в Москве. Это ностальгия?
- Назвал бы это иначе - просто я восстанавливаю душевное равновесие. Сажусь на трибуну бассейна "Олимпийский" и ощущаю, что я не просто дома, а в кругу самых близких друзей, в родной семье.
- Постоянные перелеты, видимо, нарушают ваш режим тренировок?
- Нет. Вы, наверное, будете удивлены, но я чувствую себя превосходно после поездок. Новые впечатления помогают войти в рабочий режим еще быстрее, чем это было раньше. А когда долго нахожусь на одном месте, чувствую - начинаю "закисать"...
- Недавно вы покинули Австралию и переселились с семьей в Швейцарию, в маленький городок Золотурн. Это не случайный выбор?
- Нет, конечно. Выбор определялся рядом обстоятельств. В Швейцарии у меня много друзей. Они помогли мне получить лицензию местного клуба пловцов, теперь я могу выступить и в швейцарских турнирах. В самом Золотурне есть школьный бассейн, в пяти минутах ходьбы от моего дома. По утрам я здесь тренируюсь в полном одиночестве. И еще одна важная причина переезда: в Швейцарию перебрался на постоянное жительство мой тренер Геннадий Турецкий.
- Ваша работа в Международном олимпийском комитете не влияет на подготовку к стартам?
- Ни в коей мере. Контакт с членами МОК очень полезен. Любые предложения обсуждаются в комиссии спортсменов, поэтому новые проекты - не частная инициатива, это итог тщательного отбора и обдумывания идей. А мой режим остается неизменным: девять тренировок в бассейне каждую неделю. Вместе с Геннадием Турецким мы уже завершили первый этап подготовки к чемпионату мира-2003. В Москве мы подведем итог этого этапа. Сейчас мне нужны официальные старты как промежуточная проверка.
- В отличие от многих пловцов вы не пользуетесь комбинезоном от модных фирм. Чем это продиктовано?
- Плаваю я уже два десятка лет. У меня есть свое "чувство воды". И для меня важно сохранить это ощущение. А комбинезон - это подспорье для пловцов другого поколения.
Кроме того, мы с тренером четко разделяем процесс работы над техникой плавания и функциональную подготовку. Это проверено годами. Далеко не все знают тонкости плавательной техники. Если спортсмен может увеличить длину каждого гребка на два сантиметра, то на всей дистанции его преимущество может составить десять метров!
- Выступать в роли лидера сборной более десяти лет - явление редчайшее. Тем более в плавании. Что определяет судьбу пловца на высочайшем уровне?
- Сейчас тренеры справедливо сетуют: в школу плавания приходят заведомо больные дети, у них нарушен обмен веществ, слабые легкие и т.д. Поэтому сам процесс селекции обусловлен этими недостатками. Даже в Америке, где тысячи бассейнов, залов с тренажерами, не так просто найти десять пловцов с прекрасными природными данными. Во многих командах теперь прослеживается одна тенденция: спортсмен сверкнет на отрезке в 2-3 года, а потом уходит со сцены навсегда...
- Александр, за двадцать лет жизни вы установили десятки рекордов. И по сей день незыблем ваш мировой рекорд на дистанции 50 метров. Не охладела былая юношеская страсть к воде?
- Может быть, это и есть мое счастье - я по-прежнему душой и сердцем в спорте. У меня много друзей и в водном поло, и в прыжках в воду, и в футболе.
Впрочем, теперь у меня появилось и несколько деловых проектов, связанных с воспитанием молодежи, с производством инвентаря. Но говорить об этом считаю преждевременным.
- А на свою очередную Олимпиаду в Афины собираетесь?
- Непременно.