Главная Наука и технологии 00:01 23 Ноября 2018 4163
Так полетим!

Ил-96 предложено поспорить с боингом и эрбасом, но только в российском небе

Анатолий Журин

Итак, много весен спустя лед наконец-то тронулся: Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) приступило к производству дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-400М. Началась сборка элементов планера, идет закупка комплектующих. Под этот проект российское правительство выделило ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) 1,32 млрд рублей. Деньги инвестируются в уставный капитал ВАСО и будут целевым порядком направлены на реконструкцию и техническое перевооружение производства. Всего же на эти цели ОАК собиралась направить в нынешнем году 4,5 млрд.

Пока не приходится рассчитывать, что эти машины заменят заполненный западной техникой парк самолетов российской гражданской авиации. Но если вспомнить про суперджет и среднемагистральный МС-21, то такая тенденция наметилась. И это уже кое-что. А ведь сколько по этому поводу было сказано и написано, с какой страстью люди знающие и понимающие доказывали уже много лет очевидную истину: такой большой стране, как Россия, нельзя, невозможно обойтись без собственных крыльев, без своего самолетостроения! Но обходились. Решительно взяв курс на закупку боингов и эрбасов, закрывая собственное производство, разгоняя кадры, которые были на вес золота. А теперь многое надо начинать с нуля. Вряд ли правительство внезапно прозрело. Скорее, появились сведения о перспективе дальнейшего расширения и ужесточения антироссийских санкций (собственно, мы сегодня это наблюдаем чуть ли не ежедневно), а это может поставить на прикол всю отечественную гражданскую авиацию. А ну как там, в Вашингтонах, Парижах и Лондонах решат сократить поставки или прекратить обслуживание боингов и эрбасов, летающих в российских авиакомпаниях... Что тогда?

Неслучайно министр промышленности и торговли Денис Мантуров на днях заявил, что производство Ил-96-400М ориентировано прежде всего на внутренний рынок, в частности для организации полетов на Дальний Восток. То есть про зарубежных заказчиков речи не идет, что по меньшей мере говорит о реалистичности проекта.

Идея родилась не сегодня. Еще два года назад ее озвучил тогдашний вице-премьер Дмитрий Рогозин в Воронеже: «У нас появляется Ил-96-400, который может закрыть основные наши потребности как по дальнемагистральным полетам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные поездки в курортный сезон в те страны, куда нужны большие эрбасы. Вот в этом — смысл решения, на которое президент тоже выделил дополнительные средства».

Контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию модернизированного пассажирского самолета Ил-96-400М между Авиационным комплексом имени С.В. Ильюшина и Объединенной авиастроительной корпорацией был заключен в начале 2017-го. В марте в Росавиации прошла летно-техническая конференция, на которой обсуждались вопросы создания нового самолета, последующего совершенствования его силовой установки и лизинга.

Лайнеры Ил-96-400М станут создавать на базе серийных Ил-96, которые продолжает выпускать ВАСО. Они будут иметь более длинный фюзеляж и более мощные двигатели, сферическую кабину, современную авионику.

Генеральный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов называл особенностями проектируемого самолета установку современного отечественного пилотажно-навигационного оборудования, обеспечивающего полеты по всем навигационным сертификатам, а также современного пассажирского салона для создания комфортных условий полета по всей географии маршрута.

А еще Николай Дмитриевич, отвечая на вопросы журналистов о проекте Ил-96-400М, пообещал, что испытания этой машины не должны затянуться, потому что большая часть оборудования внедрена на «трехсотке» (Ил-96-300). «Если какие-то требования появятся, то мы успеем сделать все, чтобы этот самолет выпускался в соответствии со всеми нормами ИКАО, — уточнил генеральный конструктор. — Пересмотр этих норм является одним из ходов Запада с точки зрения устранения конкурентов с рынка, поэтому мы обязаны сделать все, чтобы самолет был конкурентоспособен».

Напомним: Ил-96-400М — пассажирская модификация грузового самолета Ил-96-400Т. Того самого, который не по своей вине в 1990-х разминулся с многообещающей перспективой занять достойную нишу в среде лучших мировых лайнеров того времени. И что не менее важно — с надеждами 14-тысячного трудового коллектива ВАСО (сегодня здесь осталось примерно 6 тысяч работников) на достойные будущее и заработок. Не говоря уже о потере из-за ориентировки отечественной гражданской авиации на западную технику тысяч рабочих мест смежниками по всей России. Речь тогда шла о кооперации со Штатами: корпус машины наш, а двигатели и авионика — Pratt & Whitney и Rockwell Collins. В планах воронежского завода тогда уже стояло производство специально для «Аэрофлота» трех машин грузового варианта и четырех — пассажирского.

— К сожалению, надежды не сбылись, — комментировал события для «Труда» легендарный авиаконструктор, дважды Герой Соцтруда Генрих Новожилов. «Правительство не дало гарантий на кредит Эксимбанку США. А на страну наступал дефолт. Самолет и его серийное производство оказались никому не нужными. Фактический провал в реализации российско-американского самолета Ил-96Т и создание на его базе семейства новых широкофюзеляжных пассажирских самолетов я считаю самой крупной неудачей в своей конструкторской работе».

Теперь история с лайнером пошла на второй заход. Создаваемая вновь машина имеет удлиненный на 10 метров фюзеляж, что позволит вместить от 370 (с бизнес-классом) до 400 (экономкласс) пассажиров. На машине будут установлены энергоэффективные двигатели ПД-14 вместо ПС-90А1, которые стоят на Ил-96-300. Предполагается, что основным заказчиком станет летный отряд «Россия» Управделами президента. И что первый представитель нового семейства «Ил» поднимется в воздух уже в 2020 году.

Наши эксперты считают, что коммерческую ценность лайнеру помогут придать установка турбореактивного двигателя нового поколения ПД-35 тягой до 40 тонн, который пока пребывает в стадии разработки, а также композитные материалы для фюзеляжа и крыла, которые существенно снизят его массу. Некоторые, правда, считают, что решение оборудовать его традиционными для широкофюзеляжных иловских машин четырьмя двигателями сужает коммерческие перспективы из-за значительного расхода топлива. Однако большинство сходится на том, что Россия просто обязана иметь собственный дальнемагистральный самолет. Это вопрос не столько престижа, сколько экономики. Такая же точка зрения и у Новожилова: «Пассажирские многоместные широкофюзеляжные самолеты строили только США, Объединенная в «Эрбас» Европа и «Ильюшин». Для нас они жизненно необходимы!»

Как гласит пословица, щи неудобно хлебать маленькой чайной ложкой. А просить большую у соседа просто стыдно.

Слово эксперту

Рубен Есаян, начальник летно-испытательного центра ГосНИИ гражданской авиации, Герой России

— Я как летчик-испытатель с большим уважением отношусь к этой удивительной машине. Еще в 90-е наш институт оценивал возможности лайнеров, и те исследования вполне применимы к Ил-96-400М. А главный вывод такой: Ил-96-300 и Боинг-767 вполне сопоставимы по эксплуатационным расходам. Себестоимость летного часа — 6200 и 7200 долларов соответственно, удельная трудоемкость обслуживания — 8,8 и 9 человек, количество отказов на 1000 полетов — 270 и 293. Да, боинг тратит за час полета в полтора раза меньше топлива. Но ведь «Ил» намного крупнее, взлетный вес имеет больше на 70-90 тонн, более удобен для дальних перелетов. Поэтому от всей души желаю новой модификации «Ила» положить начало возрождению отечественного авиапрома.

Санкции и производственные ограничения не помогли, отметил обозреватель журнала The National Interest Питер Сичиу

Фото: Liu Dawei/Синьхуа, globallookpress.com

В руководстве НАТО шокированы тем фактом, что Воздушно-космические силы России продолжают получать истребители Су-35 и Су-57. Об этом сообщило американское издание The National Interest (NI). «Объединенная авиастроительная корпорация...

У чиновников свои представления о том, что полезно народу, а что ему вредно

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Похоже, цифровизация вплотную надвинулась и на КоАП. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Продолжается безудержный процесс увода в виртуальное пространство реальной жизни. Происходит это из представлений чиновников о том, что полезно народу, а что ему вредно. И вот правительственная комиссия одобрила законопроекты,...

Наука и технологии 00:09 / 11 Октября 2024 11363
Технопарк

Эпидемия короновируса привела к снижению температуры на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Луна. © Alexander Legky, Фото: globallookpress.com

Если вы можете найти в ночном небе Большую Медведицу и Полярную звезду, то смело отмечайте в субботу, 12 октября, Международный день астрономии. Кстати, астрономы имеют привычку приурочить свой профессиональный...

CyberCab – двухместное роботакси, обещающее совершить революцию в транспортном ценообразовании; Robovan – 20-местный автобус-«утюг» на колесах 

Кадр видео с YouTube

Илон Маск, основатель компании по производству электромобилей Tesla и космической корпорации SpaceX, презентовал сразу два роботизированных автомобиля, предназначенных для работы в сфере общественного транспорта. Об этом в пятницу, 11 октября...

Работа с нейросетями перестала быть прерогативой только программистов и разработчиков

Максим Башкеев
Труд

Искусственный интеллект стремительно меняет рынок труда. Если еще недавно прикладная работа с нейросетями выглядела экзотикой, то сегодня навыки взаимодействия с ИИ требуются для успешного трудоустройства представителям десятков...

Уроки цифровой безопасности нужны и детям, и взрослым

Олег МИНАЕВ
Труд
Фото: © Ralf-Udo Thiele, globallookpress.com

Уже в этом учебном году в школах и вузах могут появиться уроки цифровой безопасности. Появление такого образовательного курса давно назрело, причем подобные уроки необходимы и юным гражданам, и вполне уже взрослым. И этот...

Особое внимание, по свидетельству Махмуда-Али Калиматова, уделяется в данном вопросе сельским территориям 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Власти Ингушетии активно работают над вопросом устранения цифрового неравенства в республике. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул, что особое внимание в данном вопросе уделяется сельским территориям. Результаты проводимой работы уже...

Корпорации «ускоряют планы по разработке недорогого лазерного оружия», пишет газета Financial Times

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Ведущие оборонные компании мира занимаются разработкой лазерных средств поражения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщило британское издание Financial Times. «Оборонные компании ускоряют планы по разработке недорогого...

Речь идет о беспилотниках-«камикадзе» Switchblade 600

Вооруженные силы Украины (ВСУ) начали применять в зоне специальной военной операции (СВО) ударные беспилотные летательные аппараты Switchblade 600 («Свитчблейд 600», в переводе с английского «выкидной нож») производства...

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России

Олег Юрьев
На 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников, студентов и ИТ-специалистов

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России в номинации «Самое массовое соревнование по спортивному программированию». Одновременно на 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников,...

Таких машин в украинской армии насчитывается меньше десятка, отмечают обозреватели 

Кадр Telegram-канала «Операция Z: Военкоры Русской Весны»

Украинский дрон-перехватчик случайно сбил редчайший беспилотник Hawk, поставленный вооруженным силам Украины (ВСУ) американскими партнерами. Таких дронов в украинских войсках имеется менее десяти штук. Об этом в пятницу,...

«Роснефть» развивает цифровые технологии в области разведки, проектирования и разработки месторождений

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В начале октября научный институт «Роснефти» в Уфе провел уникальную нефтегазовую конференцию «Цифровые технологии в добыче углеводородов: современные вызовы». В рамках мероприятия на открытой...

Это более быстрое начало совместной жизни

Фото: Андрей Аркуша, globallookpress.com

Главным преимуществом знакомств в интернете является то, что познакомившиеся в режиме онлайн пары начинают жить вместе на два месяца быстрее, чем те, что начинали общение «в реале». К такому выводу, как сообщает интернет-издание...

На аккаунты пожилой женщины, прославившейся публикацией рецептов и кулинарных секретов, были подписаны три миллиона человек 

Кадр видео из соцсетей

Жительница Подмосковья, известная как автор популярного блога в соцсети TikTok под ником «баба Маша», скончалась в возрасте 98 лет. Об этом в среду, 23 октября сообщили админы ее Telegram-канала. «Дорогие подписчики, к сожалению,...

Андрей Бабкин был признан негодным к летной службе по причине насморка

Фото: пресс-служба «Роскосмоса», globallookpress.com

Кандидат в космонавты Андрей Бабкин, который не смог полететь в космос из-за фильма «Вызов» и который был признан негодным к летной службе по причине насморка написал письмо президенту России Владимиру Путину. Об этом собщило интернет-издание...

Учитывая ограниченное число таких машин, каждая из них представляет для украинской армии серьезную ценность, отмечают обозреватели 

Кадр видео с YouTube

Украинские вооруженные силы задействовали во вторжении в Курскую область танки Stridsvagn 122 или Leopard 2A6, которые являются одними из лучших в украинском арсенале. Об этом в четверг, 3 октября сообщает Forbes. «В 2023 году Украина...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?