Ил-96 предложено поспорить с боингом и эрбасом, но только в российском небе
Итак, много весен спустя лед наконец-то тронулся: Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) приступило к производству дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-400М. Началась сборка элементов планера, идет закупка комплектующих. Под этот проект российское правительство выделило ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) 1,32 млрд рублей. Деньги инвестируются в уставный капитал ВАСО и будут целевым порядком направлены на реконструкцию и техническое перевооружение производства. Всего же на эти цели ОАК собиралась направить в нынешнем году 4,5 млрд.
Пока не приходится рассчитывать, что эти машины заменят заполненный западной техникой парк самолетов российской гражданской авиации. Но если вспомнить про суперджет и среднемагистральный МС-21, то такая тенденция наметилась. И это уже кое-что. А ведь сколько по этому поводу было сказано и написано, с какой страстью люди знающие и понимающие доказывали уже много лет очевидную истину: такой большой стране, как Россия, нельзя, невозможно обойтись без собственных крыльев, без своего самолетостроения! Но обходились. Решительно взяв курс на закупку боингов и эрбасов, закрывая собственное производство, разгоняя кадры, которые были на вес золота. А теперь многое надо начинать с нуля. Вряд ли правительство внезапно прозрело. Скорее, появились сведения о перспективе дальнейшего расширения и ужесточения антироссийских санкций (собственно, мы сегодня это наблюдаем чуть ли не ежедневно), а это может поставить на прикол всю отечественную гражданскую авиацию. А ну как там, в Вашингтонах, Парижах и Лондонах решат сократить поставки или прекратить обслуживание боингов и эрбасов, летающих в российских авиакомпаниях... Что тогда?
Неслучайно министр промышленности и торговли Денис Мантуров на днях заявил, что производство Ил-96-400М ориентировано прежде всего на внутренний рынок, в частности для организации полетов на Дальний Восток. То есть про зарубежных заказчиков речи не идет, что по меньшей мере говорит о реалистичности проекта.
Идея родилась не сегодня. Еще два года назад ее озвучил тогдашний вице-премьер Дмитрий Рогозин в Воронеже: «У нас появляется Ил-96-400, который может закрыть основные наши потребности как по дальнемагистральным полетам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные поездки в курортный сезон в те страны, куда нужны большие эрбасы. Вот в этом — смысл решения, на которое президент тоже выделил дополнительные средства».
Контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию модернизированного пассажирского самолета Ил-96-400М между Авиационным комплексом имени С.В. Ильюшина и Объединенной авиастроительной корпорацией был заключен в начале 2017-го. В марте в Росавиации прошла летно-техническая конференция, на которой обсуждались вопросы создания нового самолета, последующего совершенствования его силовой установки и лизинга.
Лайнеры Ил-96-400М станут создавать на базе серийных Ил-96, которые продолжает выпускать ВАСО. Они будут иметь более длинный фюзеляж и более мощные двигатели, сферическую кабину, современную авионику.
Генеральный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов называл особенностями проектируемого самолета установку современного отечественного пилотажно-навигационного оборудования, обеспечивающего полеты по всем навигационным сертификатам, а также современного пассажирского салона для создания комфортных условий полета по всей географии маршрута.
А еще Николай Дмитриевич, отвечая на вопросы журналистов о проекте Ил-96-400М, пообещал, что испытания этой машины не должны затянуться, потому что большая часть оборудования внедрена на «трехсотке» (Ил-96-300). «Если какие-то требования появятся, то мы успеем сделать все, чтобы этот самолет выпускался в соответствии со всеми нормами ИКАО, — уточнил генеральный конструктор. — Пересмотр этих норм является одним из ходов Запада с точки зрения устранения конкурентов с рынка, поэтому мы обязаны сделать все, чтобы самолет был конкурентоспособен».
Напомним: Ил-96-400М — пассажирская модификация грузового самолета Ил-96-400Т. Того самого, который не по своей вине в 1990-х разминулся с многообещающей перспективой занять достойную нишу в среде лучших мировых лайнеров того времени. И что не менее важно — с надеждами 14-тысячного трудового коллектива ВАСО (сегодня здесь осталось примерно 6 тысяч работников) на достойные будущее и заработок. Не говоря уже о потере из-за ориентировки отечественной гражданской авиации на западную технику тысяч рабочих мест смежниками по всей России. Речь тогда шла о кооперации со Штатами: корпус машины наш, а двигатели и авионика — Pratt & Whitney и Rockwell Collins. В планах воронежского завода тогда уже стояло производство специально для «Аэрофлота» трех машин грузового варианта и четырех — пассажирского.
— К сожалению, надежды не сбылись, — комментировал события для «Труда» легендарный авиаконструктор, дважды Герой Соцтруда Генрих Новожилов. «Правительство не дало гарантий на кредит Эксимбанку США. А на страну наступал дефолт. Самолет и его серийное производство оказались никому не нужными. Фактический провал в реализации российско-американского самолета Ил-96Т и создание на его базе семейства новых широкофюзеляжных пассажирских самолетов я считаю самой крупной неудачей в своей конструкторской работе».
Теперь история с лайнером пошла на второй заход. Создаваемая вновь машина имеет удлиненный на 10 метров фюзеляж, что позволит вместить от 370 (с бизнес-классом) до 400 (экономкласс) пассажиров. На машине будут установлены энергоэффективные двигатели ПД-14 вместо ПС-90А1, которые стоят на Ил-96-300. Предполагается, что основным заказчиком станет летный отряд «Россия» Управделами президента. И что первый представитель нового семейства «Ил» поднимется в воздух уже в 2020 году.
Наши эксперты считают, что коммерческую ценность лайнеру помогут придать установка турбореактивного двигателя нового поколения ПД-35 тягой до 40 тонн, который пока пребывает в стадии разработки, а также композитные материалы для фюзеляжа и крыла, которые существенно снизят его массу. Некоторые, правда, считают, что решение оборудовать его традиционными для широкофюзеляжных иловских машин четырьмя двигателями сужает коммерческие перспективы из-за значительного расхода топлива. Однако большинство сходится на том, что Россия просто обязана иметь собственный дальнемагистральный самолет. Это вопрос не столько престижа, сколько экономики. Такая же точка зрения и у Новожилова: «Пассажирские многоместные широкофюзеляжные самолеты строили только США, Объединенная в «Эрбас» Европа и «Ильюшин». Для нас они жизненно необходимы!»
Как гласит пословица, щи неудобно хлебать маленькой чайной ложкой. А просить большую у соседа просто стыдно.
Рубен Есаян, начальник летно-испытательного центра ГосНИИ гражданской авиации, Герой России
— Я как летчик-испытатель с большим уважением отношусь к этой удивительной машине. Еще в 90-е наш институт оценивал возможности лайнеров, и те исследования вполне применимы к Ил-96-400М. А главный вывод такой: Ил-96-300 и Боинг-767 вполне сопоставимы по эксплуатационным расходам. Себестоимость летного часа — 6200 и 7200 долларов соответственно, удельная трудоемкость обслуживания — 8,8 и 9 человек, количество отказов на 1000 полетов — 270 и 293. Да, боинг тратит за час полета в полтора раза меньше топлива. Но ведь «Ил» намного крупнее, взлетный вес имеет больше на 70-90 тонн, более удобен для дальних перелетов. Поэтому от всей души желаю новой модификации «Ила» положить начало возрождению отечественного авиапрома.