В Оружейной палате прошел XIII фестиваль «Кремль музыкальный» — как всегда, с необычными премьерами (в их числе первое в мире исполнение Рапсодии на темы оперы Гершвина «Порги и Бесс» для двух роялей в переложении нашего соотечественника Вячеслава Грязнова), с большим количеством ярких молодых солистов (таких как наш пианист Никита Мндоянц, его английский коллега Оливер Пул и другие). Вот только не было основателя и бессменного руководителя праздника — великого пианиста Николая Петрова, которого мы потеряли в прошлом году. Печали добавили многочисленные сообщения прессы о том, что фестиваль якобы последний, поскольку заниматься им теперь некому…
Программа фестиваля была целиком составлена еще самим Николаем Арнольдовичем. Публика таким образом как бы получила последний привет от ушедшего маэстро. Но если эта боль носила ностальгический характер, то сообщения о том, что жизнь фестиваля прекращается, вызвали куда более драматические и тревожные чувства.
Сказать, что Николай Петров был прекрасным пианистом, — значит сказать очень мало об этом уникальном человеке. Есть изумительные музыканты, их знают десятки тысяч людей. И есть Петров — его знают все. В том числе те, кто никогда не был на его концертах в Московской консерватории или Петербургской филармонии, и даже те, кто не дошел до филармонических залов в сотнях провинциальных городов, где музыкант играл с той же отдачей, что в столицах. Потому что Николай Арнольдович был еще и страстным телевизионным пропагандистом классической музыки, ярким газетным публицистом — чего стоит только серия его выступлений в прессе с протестом по поводу тихой распродажи уникальных фоноархивов телевидения и радио страны: Его горячее, неполиткорректное, откровенно тенденциозное — в пользу высокой классики — слово знакомо публике, пожалуй, не меньше, чем его страстная игра. Да и сама его личность — жизнелюба, правдоруба, гурмана, одинаково страстного как в дружбе, так и во вражде, — огромна.
Не представляя себе, как это имя Петрова может быть просто так вычеркнуто из сегодняшней и завтрашней музыкальной жизни, корреспондент «Труда» связался с теми, кто самой судьбой оказался накрепко связан с Николаем Арнольдовичем, и узнал, что, к счастью, СМИ, поспешившие похоронить фестиваль, на сей раз ошиблись. Как сообщила «Труду» супруга и многолетняя помощница Петрова Лариса, фестиваль «Кремль музыкальный» внесен Министерством культуры России в реестр постоянных мероприятий, и более того — ему отныне присваивается имя Николая Петрова. Министерство, как и в прошлые годы, примет участие в финансировании праздника. Лариса Григорьевна выразила благодарность генеральному директору
Праздник 2013 года будет особенным — 14 апреля Николаю Петрову исполнилось бы 70 лет. Как нам стало известно, в этот день состоится концерт Государственного симфонического оркестра России в Большом зале Московской консерватории. Солистом выступит Александр Гаврилюк — один из тех ярких молодых пианистов, к продвижению которых на большую сцену так много усилий приложил Николай Арнольдович. Последующие семь концертов состоятся в столь любимой Петровым Оружейной палате с 15 по 21 апреля. В них примут участие дуэт пианистов из Израиля в составе Сиван Сильвер — Гил Гарбург (Петров обожал жанр фортепианного дуэта), звезда джазового пианизма Даниил Крамер, камерный оркестр Александра Рудина Musica viva...
Позвонил «Труд» и музыканту, с чьим именем тесно связаны последние 10 лет артистической жизни Николая Петрова: это пианист Александр Гиндин, с которым мастер дал сотни дуэтных концертов, записал множество программ. Александр рассказал о том, как удалось провести заявленный на этот сезон концертный абонемент Николая Арнольдовича в Московской филармонии — без него, но со всеми задуманными им программами. А в день рождения коллеги Гиндин добился концертной площадки
В будущем, как удалось узнать «Труду», Гиндин вернется и в орбиту Петровских фестивалей.
А сейчас Александр занят подготовкой тех трех дисков, которые они с Петровым записали, но не успели издать. Собственно, пытался приступить к этой работе еще летом, сразу после безвременной кончины старшего друга, но понял, что пока не может: на пленке сохранились многочисленные рабочие моменты записи, реплики Николая Арнольдовича: Резать «по живому» не было сил. Теперь уже можно с более спокойной головой отобрать из дублей лучшее — а остальное оставить в личном архиве. Тем более что Николай Арнольдович (знаю это и сам, так как много лет с ним общался) с друзьями частенько не церемонился в выражениях и за соленым словцом в карман не лез. Послать
Но вернемся к дискам. Первой выйдет запись Петрова — Гиндина, наигранная еще в 2000 году: две сюиты Рахманинова и его же Симфонические танцы в авторском переложении для двух роялей.
А вот именного абонемента Николая Петрова уже не будет. Не только потому, что нет самого Николая Арнольдовича, — как объяснил Гиндин, филармония решила отказаться от именных абонементов вообще. Грустно. Неужели правда то, что говорят многие: эпоха титанов в искусстве проходит?