«Алиса» предстала мелодичной командой, однако ни гимнами, ни хитами не порадовала. Хотя поддержала модный тренд: на вокале у рок-старожилов появилась девушка.
Вся жизнь «Алисы» и ее лидера Константина Кинчева делится на два этапа: в советское время это была беспробудная анархия с алкоголем, наркотиками и злобой к врагам, а в постсоветское — православно-монархическая эпопея с националистическим уклоном. Поскольку никаких революционных преобразований внутри Кинчева не последовало, можно было ожидать продолжения именно этой эпопеи, главными гимнами которой стали песни «Небо славян» и «Инок, воин и шут» (более известная как «Моя светлая Русь»).
Однако в «20.12», как и в предыдущем альбоме «Ъ», Константин не стал идти в очередную бескомпромиссную атаку на племя басурман и нашел умиротворение в музыкальной составляющей своего творчества. В «Лужниках» он был уже не так похож на лидера, за которым готова идти разгоряченная толпа. Не было на нем и эпатажной одежды: лидер «Алисы» был облачен в черное, зато появились элементы шоу: видеоряд транслировался на экраны.
Коды, интродукции и проигрыши завораживали мелодичностью, тексты были лиричны. «У меня на душе тихая ночь» — такой строчкой, пожалуй, можно определить нынешнее состояние лидера «Алисы». Но есть и более жесткая поэзия: «Все, кто здесь зимовал, знают ответ: им из этих стен выхода нет». Нашлось даже кое-что социально-политическое: «Добиваясь цели, цепляясь за власть, /Прыткие готовят тылы, /Чтобы, если сбросят, помягче упасть, / Не задев углы».
На песне «Война» Кинчев вывел на сцену девушку-вокалистку. Сейчас это модно: и Шевчук, и Бутусов этим балуются, не говоря уже о Сергее Шнурове, который львиную долю нового репертуара отдал зачисленной в штат «Ленинграда» вокалистке Юлии Коган. В «Алисе» в роли сессионной певицы выступила фронтвумен московско-питерской группы «Дайте2» Людмила Махова. Но, в отличие от «ДДТ» и «Ленинграда», Константин не угадал с ее интеграцией. Даже на фоне новой, мягкой, а иной раз скучноватой программы Людмила оказалась лишенной той харизмы, которая все-таки необходима «Алисе» в любом ее состоянии. Девушка «слишком правильная», а других Константину, вероятно, сейчас найти сложно: драйвовые и независимые фемины не вписываются в традиционный православный контекст.
Вообще у группы снова раздвоение, на сей раз в части концертной деятельности. Не секрет, что «Алиса» поставила на поток отмечание 20-летия всего, что с ней происходило в годы расцвета: 20 лет каждому культовому альбому и даже концерт в Питере в честь юбилея скандала, который случился в конце 1980-х на концерте в «Юбилейном», когда Кинчева обвинили в том, что он прокричал во время исполнения одной из песен «Хайль Гитлер» (чего на самом деле не было). На таких юбилеях «Алиса» старается предстать в прежнем свете. Новые же программы — иные по энергетике.
В воскресенье тоже звучало старенькое — «Аэробика», «Красное на черном», и на нем зрители оживали. Но до моря синхронно вскидываемых рук на сей раз было далеко. А вялая борьба за православную Русь — это уже и не борьба. Ее сменило сидение в избе у окошка в морозный день. Может быть, к лучшему. Ведь как в 1980-е были впечатлительные фанаты-анархисты, способные, наслушавшись «Алисы», испортить жизнь себе и окружающим, так и сейчас найдутся всяческие «я-русские», готовые при удобном случае громить ларьки с песнями вроде «Неба славян».