Наличие в конкурсной программе картины Киры Муратовой, представлявшей Украину, утешало. К концу фестиваля окончательно стало ясно, что «Мелодия для шарманки» гораздо сильнее остальных фильмов и вручение ей
Впрочем, атмосфера муратовского фильма противоречила витальности фестиваля, который всегда отличался кубанским размахом, щедростью и изобилием концертов, банкетов, выступлений казачьих хоров и празднований юбилеев: в этом году исполнилось 35 лет картине «В бой идут одни старики», 60 лет — «Кубанским казакам», и песни в обоих случаях не смолкали до утра. Смотреть в такой обстановке жестокую муратовскую сказку о двух сиротах, брошенных целым миром на погибель, — будто встать с теплого, ласкающего песка и кинуться в ледяное море: жутковато, но голову прочищает хорошо.
Другой фильм грузинского режиссера — «Метеоидиот» Наны Джорджадзе — получил целых две награды. Первая — за операторскую работу Валтера ван ден Энде и Михо Квирикадзе, придавшую визуальную тонкость истории вернувшегося из тюрьмы синоптика, которого забыли дети и разлюбила жена. Но если бы эта картина была немой — как, например, «Граница» получившего приз за режиссуру Арутюна Хачатряна, — она, право слово, смотрелась бы гораздо лучше. Однако напыщенность сценария Ираклия Квирикадзе приглянулась жюри. Так как Россия входит в число пяти производителей «Метеоидиота», то не исключено, что у нас будет шанс увидеть Чулпан Хаматову, отчаянно напоминающую героинь устаревших перестроечных фильмов.
Единственный российский фильм в конкурсе «Киношока» — «С черного хода» Станислава Митина — даже на общем фоне смотрелся скромно. Послевоенной историей любви девятиклассника и учительницы режиссер, по его словам, стремился напомнить о нежности и целомудрии. Однако энергетика фильма зависит вовсе не от отсутствия или присутствия в нем эротических сцен, но они бы не добавили драйва картине, которая по мере развития сюжета вянет, как слабый цветок. Жюри «Киношока» решило вручить Владимиру Кузнецову, сыгравшему юношу, приз за главную мужскую роль.
А вот участвовавшую в конкурсе ММКФ «Перспективы» узбекскую картину Елкина Туйчиева «Безмолвие» жюри не заметило — между тем она очень порадовала тем, что в изящно запутанном рассказе об актрисе, которая перестает различать роли и реальность, нашлось место для иронии, коей в фестивальных фильмах было маловато. Зато тема границ и отличия менталитетов была представлена широко. В комедии украинца Валерия Ямбурского «День побежденных» о буднях деревни Текливки прозвучала фраза: «Скоро Украина будет иметь свое Царство небесное, независимое от России». А киргизский режиссер Марат Сарулу в картине «Песнь южных морей» рассказал о русском мужчине, ненавидевшем свою
Идея картины Сарулу похвальна, к тому же очень хороша в роли «изменщицы» румяная и лукавая Ирина Агейкина, заслужившая приз за главную женскую роль. Но, к сожалению, картина распадается на отдельные куски, а более или менее цельная история начинается за пятнадцать минут до финальных титров — в подобном виде фильм и выйдет в декабре в наш прокат под названием «Семья». Российский продюсер «Семьи» Юрий Обухов грустно признался, что он и его коллеги из Казахстана, Германии и Франции так и не смогли найти общий язык, что ввиду темы фильма особенно забавно.
Участники же фестиваля, наоборот, общались легко и постоянно, подтверждая то, что «Киношок» — самый уютный из всех отечественных кинофестивалей, а качество представленных на нем картин наверняка