Главная Культура 00:14 22 Января 2013 4681
Мнение: Причина трагедии с Филиным – команда Большого театра

Что стоит за покушением на балетмейстера Сергея Филина

Сергей Бирюков

Завтра, 22 января, художественному руководителю балета Большого театра Сергею Филину, которому в минувший четверг неизвестный плеснул в лицо серной кислотой, сделают в 36-й московской больнице вторую операцию по удалению омертвевших тканей. А в среду — очередную операцию на глазах. Сергею Юрьевичу чуть легче, он не нуждается в обезболивающих, может общаться и ходить по палате при помощи жены, балерины Марины Прорвич. Его внешность, как обещают врачи, через две-три недели восстановится, но зрение потеряно на 60%, и тут специалисты не дают каких-либо прогнозов. Что произошло — разбирался «Труд».

Ситуация настолько запутанная, что даже пресс-секретарь театра Катерина Новикова в интервью телеканалу «Дождь» высказала два взаимоисключающих предположения: сперва признала, что против Сергея, скорее всего, интриговала группа, а через несколько фраз заявила, что действовал одиночка. Что ж, понятно: волнение...

Сразу отвергнем одиночный вариант. Выпады против Сергея начались давно: это и беспрестанные «вирусные» звонки на мобильный 31 декабря, которые не давали пользоваться телефоном, и взлом его электронной почты с выкладыванием в общий доступ писем (возможно, частично фальсифицированных), и прокалывание шин автомобиля. Для одиночки — слишком широкий фронт атак.

Но если за кулисами происшедшего стоит группа, то кто ее возглавляет? На этот счет предположений тоже хватает. Нашлись те, кто сразу вспомнил о непростых отношениях Сергея с некоторыми лидерами труппы, в том числе Николаем Цискаридзе, который действительно еще четыре года назад претендовал на руководство балетом, а в последнее время и всем театром (напомню недавний ноябрьский скандал с письмом ряда худруков московских театров в поддержку замены гендиректора Большого Анатолия Иксанова на Цискаридзе — с последующим отказом части этих людей от своих подписей). Отдадим «должное» и Николаю Максимовичу: в интервью нынешних дней он лишь вскользь сочувствовал попавшему в беду коллеге, зато охотно рассказывал, как в Большом его пытались отстранить от педагогической работы.

И все же обида от внутритеатральных разборок — одно, а кислотой в лицо — совсем другое. Вот что о сегодняшнем Большом театре записал в «Фейсбуке» Алексей Ратманский, руководитель балета Большого в 2004–2008 годах: «Несчастье с Сергеем Филиным не случайность. Многие болезни Большого — омерзительная клоака, водящая дружбу с артистами, спекулянты и перекупщики билетов, полусумасшедшие фанаты, готовые перегрызть горло соперникам своих кумиров, циничные хакеры, вранье в прессе и скандальные интервью сотрудников — это один снежный ком. И ему причина — отсутствие ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭТИКИ, которая разрушалась в Большом постепенно, конкретными людьми. Вот настоящая беда этого великого театра».

Алексею могут возразить: непросто живет любой театральный коллектив: всюду борьба амбиций. Даже в такой мощной твердыне искусства, как Мариинской театр, свои конфликты, о чем недавно напомнило письмо профсоюза балетной труппы министру культуры Владимиру Мединскому: артисты жалуются на нарушения финансовой дисциплины, необъективное распределение ролей... И все же до такого позора, как в Большом, не дошло.

Чем же ГАБТ хуже Мариинского? В нем, смею предположить, при наличии отдельных ярких личностей нет единой руководящей команды. Собственно, ее нет и в Мариинке — но там есть Валерий Гергиев, фигура с огромным международным авторитетом, как артистическим, так и административным, которого хватает на решение огромного спектра вопросов. Может ли сравниться с ним авторитет гендиректора Большого Анатолия Иксанова? А ведь у него внутри театра — такая же абсолютная власть.

Многое ли в Большом зависит от дирижера и музыкального руководителя Василия Синайского? Да его в театре видят дай бог если месяц-два в году. Многое ли зависит от главы балета? Впрочем, тот же Ратманский пытался поставить дело по-другому — расширить репертуар, насытить его современной хореографией, позвать в спектакли мариинскую звезду Диану Вишневу... Ну и где сегодня Алексей Осипович? Правильно, в American Ballet Theatre. Мог Анатолий Геннадиевич тогда помочь своему творческому сподвижнику? Думаю, да, но не помог: для этого, опять же, надо было изменить атмосферу в театре — в частности, убедить нескольких балетных прим в том, что Вишнева не нанесет вреда их работе. А еще, что важнее, призвать Николая Цискаридзе прекратить развернутую им в прессе информационную войну против Ратманского. Ведь ее карьерные цели читались совершенно ясно.

После Ратманского труппой два года руководил Юрий Бурлака, про которого все знали, что это фигура временная и выжидательная: Иксанов открытым текстом говорил, что его сильная сторона и задача — сохранение в неприкосновенности классических спектаклей. Спору нет, консервация — дело важное, но где же творчество? Надеялись, что его привнесет кто-то из следующих лидеров. Однако после грязного скандала с выкладыванием в интернет секс-компромата на одного из претендентов — танцовщика Большого Геннадия Янина — другой кандидат, бывший мариинец Махар Вазиев, предпочел тихо уйти в сторону: зачем ему столь взрывоопасный пост, если у него и так в кармане контракт с балетом «Ла Скала»?

В этой ситуации Сергей Филин, приглашенный из Театра имени Станиславского и Немировича, где он поднял уровень балетной труппы на международный уровень, сыграл роль настоящего кризисного менеджера. Позвал в театр талантливых артистов из лучших театров России и из-за рубежа (в том числе прославленного американца Дэвида Холберга). Не обидел и труппу Большого, активно двигая вперед молодежь. Хотя понятно, кто-то из «стариков» при этом ушел в тень... Только в текущем сезоне помимо возрождения на реконструированной главной сцене классических шедевров здесь должны пойти знаменитый спектакль «Онегин» Джорджа Кранко, новая «Весна священная», которую специально для Большого ставит прославленный британец Уэйн Макгрегор. Кстати, к 100-летию этого легендарного балета Стравинского в ГАБТе пройдет целый фестиваль «Весен...» в постановках величайших хореографов эпохи — от Вацлава Нижинского до Мориса Бежара и Пины Бауш. Как считают специалисты, по насыщенности и качеству творческой жизни Большой сейчас не имеет себе равных в мире. Такое желанное и давно забытое первенство!

И еще символическая (а может, не только символическая) подробность: в Большом танцует-таки Диана Вишнева! Причем это не просто гастроли звезды в рядовом спектакле, а участие в балете «Квартира» современного шведского классика Матса Эка, впервые согласившегося ставить в России. Как раз в эти дни Диана приехала в Москву, начала репетировать. То, что не удалось предшественнику, удалось Филину. И в эти же дни на Сергея напали. Совпадение?

В шоке, без преувеличения, весь балетный мир. Как сообщила «Труду» Катерина Новикова, поддержку Сергею Филину выразили директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр, легендарная балерина Зизи Жанмер, известный в прошлом директор Парижской оперы Юг Галь, хореографы Пьер Лакотт, Уэйн Макгрегор, Начо Дуато (последний — от имени возглавляемого им балета Михайловского театра Петербурга), руководитель Государственного балета Берлина Владимир Малахов... «Незадолго перед вами, — сказала Катерина, — звонил Джон Ноймайер (руководитель Штутгартского балета, его «Чайка» по Чехову уже несколько лет идет в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. — «Труд»), он буквально плакал, когда говорил о Сергее».

Ни минуты не сомневаюсь, что потрясен случившимся и Анатолий Иксанов. Надо было видеть его почерневшее лицо в субботу, когда он нашел в себе мужество показаться на публике — на премьере оперы Равеля «Дитя и волшебство». Рассказал, как ездил в Сергею Филину в больницу, восхищался его самообладанием, тем, что с министром культуры Сергей говорил не о своей болезни, а о дальнейших балетных планах Большого.

Найдет ли в себе мужество гендиректор, чтобы извлечь уроки из происшедшего? Изменится ли атмосфера в театре? Или по-прежнему одни талантливые лидеры будут бежать из Большого за границу и писать оттуда обличительные письма, а другие, оставшиеся — получать в лицо кислоту?

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9557
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7237
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?