Главная Культура 00:11 22 Января 2013 187
К 70-летию прорыва блокады в Питере открылся музей Ольги Берггольц

Послесловие к открытию скромного музея Ольги Берггольц

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург

В январе в городе на Неве отмечают по традиции две даты, связанные с Великой Отечественной. Одна из них нынче круглая: 70 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Произошло это 18 января 1943 года близ деревни Марьино, где встретились прорывавшие осаду с двух направлений вой-ска Волховского и Ленинградского фронтов. В тот же день через «щель» к ленинградцам ушел целый состав продовольствия. Но потребовалось еще более года ожесточенных боев за город и его жителей, чтобы окончательно освободить Ленинград от блокады. Случилось это 27 января 1944 года...

Отмечаются обе даты торжественно. Вот и в этот раз помимо традиционной поездки ветеранов по Дороге жизни, в деревню Марьино, на самое большое в Европе братское захоронение — Пискаревское мемориальное кладбище, состоялось долгожданное открытие первого в городе музея Ольги Берггольц, поэтессы, ставшей музой блокадного Ленинграда.

Создали музей учителя и учащиеся средней школы № 340, расположенной в Невском районе, на улице, носящей имя поэтессы. Почти все 900 блокадных дней Ольга Берггольц не отходила от микрофона в Доме радио. Ее голос, ее стихи ленинградцы тогда знали наизусть, твердили, как молитву: «Над Ленинградом — смертная угроза,/ Бессонны ночи, тяжек день любой./ Но мы забыли, что такое слезы,/ что называлось страхом и мольбой».

То, что такой музей наконец-то появился в городе, которому посвятила свой талант и свою жизнь Ольга Федоровна, — в высшей степени справедливо. И пусть он, музей, скромен. Ценно то, что в его создание вложили свои мысли и чувства представители сегодняшнего поколения ленинградцев-петербуржцев. Три года ребята под руководством педагогов собирали материалы о Берггольц, о блокаде. Сумели воссоздать кабинет поэтессы, а также «типовую блокадную комнату ленинградца». В экспозиции много подлинных вещей той эпохи. Главное, чтобы этот музей действовал и дальше, пополняясь документами, чтобы туда ходила молодежь, причем не только в памятные дни.

Такие негромкие, лишенные мемориального размаха, зато живые свидетельства героической обороны города на Неве очень важны.

Это подтверждает Всеволод Инчик, профессор Архитектурно-строительного университета, сам блокадник. Когда-то он воссоздал «блокадную комнату артиста» прямо в своей квартире на Гороховой улице. Помню ее: печь-буржуйка, пайка черного хлеба в 125 граммов, окно заклеено бумагой...

— Комната эта в моей квартире по-прежнему существует, — рассказывает Всеволод Владимирович. — Время от времени ее посещают горожане, в том числе школьники. Я рассказываю им о своем блокадном детстве, о моей тете Вере Шестаковой, ленинградской актрисе, приютившей меня с сестрой и нашу маму после того, как весной 1942-го от истощения умер отец, а вскоре и бабушка... Идея мемориальной комнаты родилась у меня так. После смерти тетушки разбирал ее вещи и обнаружил на антресолях ту самую буржуйку, у которой 12-летним грелся в блокаду. Нашлись и бумаги военных лет: корешок хлебной карточки, пропуск на право передвигаться по городу после комендантского часа, несколько театральных афиш того времени...

Такие реликвии еще хранятся в семьях петербуржцев, встречаются в самодеятельных экспозициях. Но главная, на взгляд ветеранов, проблема — падающий интерес молодежи к истории своих дедов. Как считает профессор Инчик, его поколение, пережившее блокадный ужас, сегодняшним 15-30-летним петербуржцам неинтересно. А причину такого разрыва поколений Всеволод Владимирович видит в том, что многие мероприятия памяти носят откровенно казенный характер.

Взгляд

Александр Мелихов, писатель

Зал Старого казначейства в Петропавловской крепости ломился от публики: обновленный «Лениздат» представлял обновленную «Блокадную книгу» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, которую я перечитал с особым интересом.

Ибо лет десять назад ко мне обратился молодой режиссер-документалист с предложением написать на эту тему сценарий: сегодня-де опубликовано много новых материалов, и мы должны рассказать о людоедстве, о мародерстве, о преступлениях власти, но только без пафоса, мы должны рассказать о блокаде иронично...

Я начитался и о мерзостях, и о глупостях, и о бессмысленных жестокостях, но лишь окончательно перестал понимать, какое отношение, кроме патетического и даже благоговейного, возможно по отношению к тем, кто среди этих кошмаров оступался, падал и все-таки снова поднимался и делал не звериное, но человеческое.

Похоже, если бы знаменитые триста спартанцев совершили свой подвиг в наши дни, то уже назавтра в свободомыслящей печати мы прочли бы, что они не отступили единственно потому, что сзади стояли заградотряды, и вообще Фермопильское ущелье надо было сдать, чтобы сохранить жизни людей. Да и кого они защищали, эти глупые спартанцы? Тоталитарный строй? Ведь персидское социальное устройство было намного более демократичным и прогрессивным, и если бы не эти чертовы спартанцы, мы бы уже давно пили персидское пиво... Понимаете, в чем разница между нашим и нынешним временем? В былые времена людям нравилось, что их соотечественники, их предки оказались более храбрыми, самоотверженными, бескорыстными, чем они сами. А нам это не нравится, мы в этом видим упрек себе и потому становимся на позицию прокуроров, стремимся все героическое подвергнуть сомнениям и принизить, делая вид при этом, будто руководствуемся стремлением к правде. А посему люди, пережившие и не пережившие блокаду, вовсе не герои, ибо героев вообще не бывает, а бывают лишь жертвы.

В свое время нам не позволяли читать и рассказывать о сталинских репрессиях под тем предлогом, что не надо-де сыпать соль на раны народа, и мы тщетно повторяли формулу, как мне говорили, Александра Крона: об этом просят не раненые, а здоровые. Герой же кроновской «Бессонницы», хирург, говорил, что на фронте при помощи соленого раствора он обеззараживал раны. А в «Блокадной книге» о всяческих мерзостях говорится следующее: «Странно, однако, что в дневниках эти случаи приводят редко и вспоминают о них неохотно, хотя и соглашаются, что, если избегать этих фактов, картина получится неполной».

Но лично для меня это совсем не странно: люди готовы вспоминать об ужасах, лишь придающих еще большую цену их подвигу, но не хотят осквернять его пакостями. А потому всегда будут сосуществовать две истории: история фактографическая, для узкого круга, и общенародная история — воодушевляющая. В которой и останется «Блокадная книга».

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9569
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7238
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?