Главная Культура 00:07 21 Ноября 2014 1809
«Любить Россию такой, какая она есть...»

О писателях - книгах и судьбах - размышляет и. о. ректора Литературного института Алексей Варламов

Татьяна Лазаревская

Алексей Варламов — автор биографий Грина, Платонова, Пришвина, Булгакова, Алексея Толстого, Григория Распутина — завершил книгу о Василии Макаровиче Шукшине и недавно назначен и. о. ректора Литературного института. Не помешает ли столь непростая административная должность писателю-беллетристу, историку литературы и преподавателю МГУ?

— Алексей Николаевич, вы возглавили уникальный вуз. Ваши кредо, стратегия и тактика в прославленных и мистических стенах?

— Какая тут может быть тактика и стратегия — в мистических-то стенах? Ходи, внимай, угадывай, о чем шепчут прославленные тени, советуйся с ними, проси помощи и учи тому же студентов. Которые по молодости порой даже не представляют, как им фантастически повезло, что сюда попали. Поступить к нам не так просто, но если поступили — откройтесь, распахнитесь, настройтесь на этот дом, на людей, которые много лет тут работают, и берите все, что вместите. Как бы ни сложилась дальше жизнь, теперь здесь — главное ее событие. Вот вам кредо.

— При сегодняшней жесткой борьбе за жизненные смыслы российский писательский потенциал нуждается в свежих силах. Не знаю, как вам, но на мой читательский взгляд, с этим явная нехватка. Прилепин, Шаргунов, еще несколько неочевидных фамилий...

— Поймите, писатель не обязательно должен напрямую лезть на амбразуру. У кого-то есть этот общественный темперамент, у кого-то нет. Одни тихо пишут книги, другие шумно идут в атаку. Голосов Платонова и Булгакова при их жизни почти не было слышно, и дело не только в советской цензуре. Громогласный, да к тому же еще и талантливый писатель по заказу не приходит. Надо создавать условия и поменьше шуметь. Писатель рождается в тишине, в захолустье.

— Погружаясь в жизнь Александра Грина, Алексея Толстого, Андрея Платонова, Михаила Булгакова, Михаила Пришвина, что вы поняли про судьбу писателя в России?

— Великие биографии учат не выносить скорых суждений, вообще никого не осуждать. Мы сегодня впали в стадию говорения, когда для многих главная задача — заявить о себе. А вот сами слышать не хотим, не умеем. Между тем судьба другого человека, который когда-то жил, мыслил, страдал и оставил о себе свидетельство, дает возможность осознать и его, и то время, и себя самого. Русская история ХХ века без понимания судеб Платонова, Бунина, Толстого Алексея, Шолохова, Солженицына, Шукшина просто бессмысленна. Никакие единые или иные учебники истории этот пробел не заполнят.

— И что вы поняли про российскую жизнь, занимаясь Серебряным веком и Первой мировой войной, которым посвящен ваш роман «Мысленный волк», только что отмеченный премией журнала «Октябрь»?

— Что мы очень легковерны, шатки, непостоянны, способны к великодушным порывам, но плохо переносим однообразный, утомительный труд. Нас бросает из крайности в крайность. Мы обидчивы, подозрительны и вряд ли сможем себя переиначить. Хотя познать собственные уязвимые места очень бы пригодилось. Впрочем, именно такими мы интересны миру, даже если он настроен против нас. Европа была неблагодарна по отношению к нам еще во времена Пушкина. И этого не надо пугаться, надо делать свое русское дело, ничего не боясь. Но упаси нас боже от того, чтобы кичиться собственной исключительностью! Ее надо терпеть.

— А чем вы объясняете столь пристальный интерес к Григорию Распутину? Сериал по ТВ с Машковым, кинофильм с Депардье, ваша монография о нем. В качестве значимого персонажа Распутин появляется у вас и в «Волке». Вы считаете его отмычкой к тайнам Великой Октябрьской революции?

— В личности Распутина было нечто такое, что заставило всю Россию обратить на него внимание еще при жизни. Его знали и слушали крестьяне, рабочие, купцы, мещане, священники, дворяне, русская аристократия, царская семья. Со всеми он умел говорить, всем был любопытен. Его феномен пытались объяснить Розанов, Блок, Пришвин, Бердяев, Булгаков, Клюев, Ремизов. «Распутин — все, Распутин — всюду» — гениальный блоковский диагноз. Он пытался удержать Россию, уберечь ее от катастрофы, но против воли превратился в одно из самых разрушительных слагаемых этой катастрофы. Это требует осмысления. Распутин — вечный раздражитель нашей истории, ее провал и ее высота, упущенная возможность и роковое стечение обстоятельств. Ни на одном человеке не сходилось столько интересов, страстей, влияний, конфликтов, как на нем. Поэтому мы обречены вновь и вновь возвращаться к этой фигуре. Именно мы — никто ни на Западе, ни на Востоке этого не осилит.

— Вы жили в США. Что скажете об этой стране и ее политике в свете нынешних событий?

— Могу говорить о впечатлениях середины 1990-х. Меня больше всего поразило, как при несомненном американском индивидуализме, определенной замкнутости они занимаются общественной работой, заботятся об инвалидах, вникают в мелочи жизни — подчас с назойливостью и настойчивостью, превосходящими необходимость. Вообще там все очень организовано, продумано, обустроено. Американский проект, как это ни парадоксально, показался мне реализовавшейся советской мечтой. Нигде в мире я не видел такого несвободного государства и добровольно несвободных людей. Они сумели построить под сильным государевым оком, под административным надзором нечто вроде новой исторической общности людей — американский народ. То, что не сумели сделать наши вожди с народом советским. Они вложили в это больше денег и сил. И понятно почему. Над Америкой висит родовое проклятье — замешанная на насилии и крови история. И время от времени вспыхивающие волнения, беспорядки, стрельба в школах — все это симптомы той страшной болезни, которую Америка, надо отдать ей должное, глушит всеми возможными средствами. Но болезнь не проходит. Это сейсмически опасная страна.

— А Россия? Как здесь жить молодым? На кого равняться? Есть ли книги, дающие достойный пример?

— Да нельзя ни с кого, даже с товарища Дзержинского, делать свою жизнь. И не стоит искать в литературе, тем более современной, прямых примеров для подражания. А что стоит? Думать, искать правду. Это сложно, потому что ложь стала более изощренной. Когда мы росли в советских условиях, то понимали, что нам лгут, и от этой лжи отмахивались. Правду искали не в телевизоре, не в лекциях по истории КПСС, а в книгах, в том числе запрещенных, в серьезных разговорах на кухнях. У нас иммунитет вырабатывался, противоядие, хотя в 90-е и его оказалось недостаточно. Сейчас не потерять себя, не дать себя обмануть во стократ труднее. Вот Шукшин, к примеру, упорно искал ту самую народную правду и служил ей. А еще он был человеком, нацеленным на победу, на преодоление самых чудовищных жизненных обстоятельств. И это тоже всем нам урок — не впадать в отчаяние, любить Россию такой, какая она есть, и верить в нее.

— Как уживаются в вас ваши разнообразные амплуа?

— А с чего вы взяли, что уживаются? Трещу по швам! Вот еще один прибавился.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9403
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7119
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?