Безусловно, наш обзор следует начать с поздравлений в адрес всей российской шахматной общественности, да и, чего там таить, всего нашего спорта в связи с избранием Аркадия Дворковича новым президентом Международной шахматной федерации. Победа Аркадия Владимировича над Георгиосом Макропулосом была отнюдь не гарантированной. Опытнейший греческий функционер, знающий в ФИДЕ «все входы и выходы», тем более фактически исполнявший в последнее время обязанности президента, был опаснейшим противником. Будучи в течение многих лет правой рукой предыдущего президента Кирсана Илюмжинова, после включения того в американские санкционные списки Макропулос быстро сориентировался и стал убежденным борцом против «российского засилья» и, естественно, коррупции. И, конечно же, в свете продолжающейся истерии вокруг российского спорта получил немало голосов от сторонников этой линии. К счастью, конгресс ФИДЕ, проходивший во время Олимпиады в Батуми, все же принял правильное решение.
Относительно удачно сложилась концовка Олимпиады и для российских сборных. Начнем с мужской команды. Наша дружина победила во всех трех оставшихся матчах (пусть и не самых выдающихся противников) и завое-вала бронзовые медали, к тому же набрав одинаковое количество очков с победителями — сборной Китая и серебряными призерами — американцами. Могло быть и второе место, если бы матч Китай — США завершился результативно. С другой стороны, оставшиеся за чертой призеров поляки, сыгравшие при этом со всеми сильнейшими соперниками, как никто, заслужили место на пьедестале. И, между прочим, победа над индусами (вместо ничьей) вознесла сборную Польши сразу на первое место. А вот россияне умуд-рились не сыграть ни с США, ни с Китаем, а также «проигнорировали» сильные сборные Армении, Азербайджана, Украины, Израиля. И эти несыгранные матчи не только констатируют тот факт, что для такого огромного количества команд, участвующих в Олимпиаде, 11 туров — слишком мало для справедливого распределения мест. Также, мне кажется, невозможна и полностью объективная оценка выступ-ления российских шахматистов. Хотя понятно, что еще один очень сильный вариант состава сборной неплохо сыграл далеко не в самом сильном турнире (если брать именно тех, с кем довелось встретиться). А что касается явного «непопадания» с кандидатурой Дмитрия Яковенко, то критики, ратовавшие за участие вместо него Петра Свидлера, могут посмотреть на результаты клубного Кубка Европы, где санкт-петербургский гроссмейстер потерпел третье поражение подряд. Это я к тому, что провалы могут непредсказуемо случаться даже у самых выдающихся игроков.
О выступлении женской сборной. В предыдущем обзоре я написал, что в ситуации перед девятым туром бронзовые медали станут чудом. Так оно и оказалось: россиянки заняли наивысшее место в дележе с 4-го по 12-е, что вроде бы и хорошо. На самом деле я неправильно оценил возможные расклады, думая, что на лидеров наши девушки уже не попадут. Однако после победы над румынками в десятом туре сборная России вышла на Украину, а в заключительном (хоть с Украиной была и ничья) — на Китай. И победы в этих двух матчах принесли бы нам золото! Но если подобный результат можно отчасти считать гипотетическим, то серебряные или бронзовые медали за выигрыш у китаянок были почти в кармане. Увы, как назло, подкачали наши лидеры. Сначала упустила вернейшую победу блестяще играющая на Олимпиаде Ольга Гиря (и, кстати, имевшая все шансы обыграть за день до этого украинку Наталью Жукову), а затем примерно в равной позиции чемпионкой мира Цзюй Вэньцзюнь была переиграна Александра Костенюк. Конечно, после неудачного старта эти возможности можно счесть «подвернувшимися», но за наших девушек, из рук которых буквально уплыли медали, очень обидно.
Поздравляя китайских спорт-сменов, ставших олимпийскими чемпионами в обеих номинациях, отметим прежде всего блестящую игру их лидеров — уже упомянутой чемпионки мира и Дин Лижэня, который все прочнее осваивается в элитном корпусе 2800+. Тем не менее не будем умалять большой элемент везения в этом двойном успехе, которого по ходу борьбы, честно говоря, ничто не предвещало. А значит, продолжаем верить в наших спортсменов не потому, что надо, а потому, что они одни из сильнейших.