Она стала всенародной любимицей в 19 лет. Перед тем как снять ее в «Кавказской пленнице», режиссер Леонид Гайдай впервые увидел Наташу под куполом цирка, где будущая звезда экрана работала воздушной гимнасткой. Его просто пронзило: так вот же она — его героиня! Юную Нину, ту самую «пленницу», исполнительница роли наделила обаянием, живостью ума и отличным чувством юмора. Все эти качества Наталья Владимировна сохранила и сегодня.
За прошедшие с той звездной роли годы и десятилетия в ее жизни произошло очень многое: десятки картин и спектаклей, везение и неудачи, встречи и разлуки. Ну просто сюжет для романа. Отдельные страницы из него мне довелось услышать от автора на недавней книжной ярмарке в Москве, где актриса представила автобиографическую книгу «Канатоходка».
— Но книга называется так вовсе не потому, что я умею ходить по канату и работала в цирке, — объясняет Наталья Владимировна. — Канат — это метафора. Жизнь требует искусства не менее сложного: балансировать между любовью и нелюбовью, пониманием и непониманием, справедливостью и подлостью... В общем, это исповедь. Многое в ней я собрала из своих дневников, которые начала вести, едва научившись писать в четыре года.
А еще ее побудили взяться за книгу бесконечные россказни о ней, гуляющие по свету. Порой сталкиваясь в интернете и желтой прессе с очередной своей «биографией», она не может сдержать слез обиды. Вот и решила сама рассказать о своей жизни, без всякого вранья. И будто заново прожила свою жизнь.
— Я поняла, что в ней является главным, — делится Варлей. — Это семья, родное тепло. Только с близкими людьми, между которыми существует забота и понимание, можно сохранить веру в любовь и справедливость. Поэтому очень важно беречь родственные связи, которые многие нынче склонны считать архаикой. И сколько бы я ни сделала в своей жизни, главное ее достижение — мои дети и внук. К ним и к родителям — самая нежная, сильная, непреходящая любовь.
На вопрос, чего в книге больше, семьи или профессии, Наталье Владимировне ответить сложно. Для нее это неразделимые части судьбы, все так переплетено, что не все узелки распутаешь.
...Арену она выбрала в 12-летнем возрасте, поступив в детскую студию при Цирке на Цветном бульваре, потом — в цирковое училище. Стала воздушной гимнасткой — эквилибристкой на трапеции с музыкальными инструментами. До сих пор считает это одной из своих самых больших побед, поскольку с детства боялась высоты и преодолела страх. Еще в студии познакомилась с Юрием Владимировичем Никулиным. Юным студийцам иногда приходилось выступать вместе со знаменитой клоунской парой Юрий Никулин — Михаил Шуйдин в сюжетных представлениях. Дети звали их просто: дядя Юра и дядя Миша.
Спустя шесть лет Варлей и дядя Юра встретились уже на съемках «Кавказской пленницы». По цирковой привычке (артисты цирка — народ артельный) Наташа присутствовала на площадке даже во время съемок тех сцен, в которых не участвовала. Получала от этого огромное удовольствие, не говоря уж о бесценном опыте. Способность актеров фантазировать и импровизировать просто изумляла. Например, знаменитый момент в ленте, когда Никулин чешет пятку своей вдруг невероятно выросшей рукой, основан на трюке, который был придуман прямо на ходу. Такими же изобретательными были и Вицин с Моргуновым. Еще одно замечательное качество Юрия Владимировича — удивительная отзывчивость. К нему за помощью обращались очень многие, лично Наталья дважды, и оба раза он помог.
— Когда он ушел из жизни, рыдала вся Москва. Помню, траурный кортеж ехал из Цирка на Цветном бульваре на Новодевичье кладбище, и встречные машины останавливались, гудели, люди махали платками, провожая любимого человека...
В книге Наталья Владимировна описывает такой занятный момент съемок «Кавказской пленницы». Снимали эпизод спасения Шурика из горной реки. Речка — берущая начало в ледниках Кавказских гор. Температура воды — градусов 5-6. Дублей много. Так что, когда парочка героев сидит на берегу и стучит зубами, Наташе и ее партнеру Александру Демьяненко практически не пришлось играть: зубы и так стучали. Когда съемка закончилась, актерам поднесли по полстакана спирта, позаимствованного у гримеров. Закусить принесли одно яблоко на двоих. Наташа попыталась уклониться, но ей сказали: «Надо! А то заболеешь!» Девушка послушно выпила, немедленно захмелела и отправилась спать. Проснулась от того, что кто-то осторожно тряс ее за плечо. Это был Юрий Никулин: «Девочка! Это моя постелька!»
Бесценные уроки получила Наталья и от Леонида Гайдая. Он, рассказывает актриса, один из тех немногих режиссеров, у кого фильм был раскадрован до малейших штрихов. Оставалось поставить в кадр актера. Но каждая репетиция, каждый дубль давали возможность попробовать новый трюк, найти новую краску для своего персонажа. И вот что получилось: сценарий картины был не очень смешной, в этом Наталья Владимировна еще раз убедилась, перечитав его не так давно, а фильм получился такой, что при одном появлении героев на экране зрители и сегодня начинают улыбаться, а потом и хохотать в голос. И попытки повторить, переснять этот фильм обречены изначально.
— Я смотрела ремейк этой картины. Считаю, получилось ужасно. Для того чтобы снять «Кавказскую пленницу — 2», нужно обладать таким же талантом, как у Гайдая, — уверена Наталья Варлей. — И здесь не помогут ни многомиллионный бюджет, ни знаменитые артисты, ни поддержка Министерства культуры...
А тогда после выхода на экран той, гайдаевской «Кавказской пленницы» на «комсомолку, спортсменку и просто красавицу» обрушилась невероятная слава. Хотя сама Наташа никогда не считала себя красивой, да и на улице ее не очень-то узнавали. Тем более в жизни у актрисы были длинные волосы, а в картине — каре. Но по мере того как лента триумфально шествовала по экранам страны, дежурящих у ее подъезда поклонников становилось все больше. Дело дошло до того, что одно время к парадному приставили милиционера...
О Наталье Варлей бытует мнение, что ее кинобиографию сделали лишь два фильма: та самая «Кавказская пленница» и «Вий». Остальные роли остались в тени. Но сама она с этим категорически не согласна.
— Бывает, что талантом Господь человека наградил, а его жизнь не складывается, проявить ему себя не удается. Отчасти такой же была судьба некоторых других картин с моим участием. Но я считаю, что не менее профессиональна и интересна моя работа в фильмах «Мой папа — идеалист», «Большой аттракцион», «Золото» по роману Бориса Полевого, «Так и будет» по Константину Симонову. Вот вы морщитесь, потому что вам, наверное, эти фильмы мало что говорят, а есть люди, которые их любят.
Кстати, Коля Лебедев (режиссер-постановщик «Легенды № 17», ремейка «Экипажа» и других нашумевших лент. — «Труд») в предисловии к моей книге написал, что ему гораздо больше нравится моя работа в фильме «Так и будет», где я, по его словам, сыграла сложнейшую возрастную роль. Также он отмечает и моих веселых героинь в цирковых картинах «Соло для слона с оркестром» и «Большой аттракцион». Еще я сама люблю фильм «Ливень» узбекских кинематографистов. Но получилось, что те две ранние картины с моим участием затенили другие работы. Не у меня одной так — почти у любого популярного актера и режиссера наберется несколько «народных» фильмов, которые знают все, а есть те, что ценит он сам и настоящие профессионалы.
Впрочем, уже больше 10 лет Варлей не снимается, сейчас главным в ее актерской жизни стал театр. А ради книги, на которую ушел год работы, пришлось немного «подвинуть» и его — премьер пока не предвидится, зато остаются спектакли, поставленные прежде. Например, «Отрава для двоих», где она играет вместе с Владимиром Долинским, " Хочу купить вашего мужа" — там ее партнер Валентин Смирнитский. Предложений из кино поступает по-прежнему много, но, утверждает Наталья Владимировна, нет таких ролей, которые всколыхнули бы подзабытое чувство: вот это — мое!
— Роль читается на ночь, и, если первая мысль, с которой я просыпаюсь, об этой роли, о том, что надо это обязательно сыграть, тогда соглашаюсь. Роль мечты? Сейчас такой, наверное, уже нет. Долгое время мечтала сыграть Эвридику в пьесе Жана Ануя, но теперь уже вышла из соответствующего возраста. Поздно мечтать и о Джульетте... Теперь у меня запросы поскромнее: сыграть хорошую роль у хорошего режиссера.
Наталья Варлей — разносторонне одаренный человек: написала несколько поэтических книг, поет, играет на рояле. А есть ли дело, которое хотела бы освоить?
— Всю жизнь мечтала научиться танцевать цыганочку. Когда училась в Щукинском, смотрела, как пляшет ее Боря Галкин, и думала: эх, и мне бы выйти с танцем на эстраду! Увы. В фильме «Соло для слона с оркестром» я встала на фигурные коньки. И захотелось кататься хорошо, как профессионалы. И опять увы...
Впрочем, и того, что она умеет, хватило бы на несколько человек. А на вопрос о слабостях она отвечает без раздумий: страсть к крепкому черному кофе без молока и сахара (врачи не рекомендуют, но она по-прежнему не может без него начать день) и чтение всего, что попадется под руку. Ну с этими слабостями жить можно.
Мать двоих сыновей, Наталья Владимировна поделилась опытом их воспитания:
— Сама я всегда была очень упорной, непременно цели добивалась, даже если сначала ничего не выходило. Комплекс отличницы... А у моих сыновей совсем другой характер. И я шла у Васи и Саши на поводу, считая, что если ребенок чего-то не хочет, то не надо и заставлять. Сейчас понимаю, что, наверное, надо было убеждать, учить упорству. И теперь, когда они уже взрослые, считаю, что мальчиков надо воспитывать жестко. Хотя, когда их окружают в основном женщины, как этого добиться? А в моем случае было именно так.
Впрочем, дети у меня выросли замечательные, я их обожаю и считаю главным достижением в жизни. Теперь уже у них свои семьи, но наша связь до сих пор очень тесная. Каждый раз, когда кто-то из сыновей улетает по делам, я жду, когда он мне пришлет СМС, что приземлился. И обязательно отвечаю: «Слава Богу!» И знаю, что, когда сама куда-то лечу, сыновья ждут СМС от меня...