Главная Культура 00:03 21 Июля 2023 20870
А король-то голый!

В прокат выходит исторический костюмный блокбастер «Жанна Дюбарри», открывавший в этом году Каннский кинофестиваль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Джонни Деппу досталось в «Жанне Дюбарри» минимальное количество текста. Майвенн, будучи сценаристкой, режиссером и исполнительницей заглавной роли, активно перетягивает в фильме одеяло на себя, любимую

Думается, такая честь выпала ленте отнюдь не из-за ее художественных достоинств, а по другим причинам. Режиссер ленты и исполнительница заглавной роли Майвенн (так она значится в титрах) ранее прославилась тем, что плюнула в лицо журналисту, который «припечатал» Люка Бессона — отца ее ребенка и фигуранта нескольких дел о сексуальном насилии. А Джонни Депп, исполнитель роли Людовика XV, на протяжении ряда лет был в опале из-за громкого развода с женой, обвинившей его в побоях. Так что явление Майвенн и Деппа в Каннах обеспечило бесплатную рекламу и фильму, и фестивалю.

Сюжет картины (во всяком случае, внешне) тоже отдает скандальным привкусом. Лента рассказывает историю реально существовавшей француженки Жанны Бекю — незаконнорожденной дочери кухарки и монаха. Наделенная от природы привлекательностью и избыточной резвостью натуры, она с молодых лет пошла по рукам. Минуя статус дешевой портовой шлюхи, Жанна, умевшая читать и писать, быстро стала вполне респектабельной куртизанкой.

Обедневший граф Дюбарри (Мельвиль Пуппо) не только пользовал безотказную красотку сам, но и за хорошую мзду делился ею с друзьями, в частности, с сексуально пылким маршалом Ришелье в исполнении 88-летнего «блондина» Пьера Ришара, что само по себе выглядит на экране смешно. Когда Жанна расцвела, граф Дюбарри и судьба подарили ей встречу с королем Франции Людовиком XV, которому, как свидетельствуют исторические источники, на тот момент было уже под 60. После первого интимного свидания в королевских покоях, которому предшествовал тщательный гинекологический осмотр, монарх сделал Жанну своей официальной фавориткой, что было нарушением всех мыслимых и немыслимых версальских канонов.

Считалось, что король имеет право регулярно ублажать свою плоть вне брачного ложа только с титулованной и обязательно замужней дамой. А с девицей из простонародья — это для короля не комильфо. По такому случаю Дюбарри заключил с Жанной фиктивный брак, наделив простолюдинку дворянской фамилией. При этом за изрядное вознаграждение отрекся от притязаний на ее тело в пользу короля. Что, впрочем, не спасло новоявленную фаворитку и монарха от недовольства королевской семьи и разнообразных козней двора, изображению которых фильм отдает весьма щедрую дань.

Право, мне трудно понять, за какие заслуги перед мировой историей Жанна Дюбарри, эта искусная жрица любви, которую современники называли «величайшей развратницей Франции», заслужила право стать героиней, причем сугубо положительной, большого международного проекта с огромным для европейского кино бюджетом, который оценивается в 22 миллиона евро. По ходу действия экранная Жанна никак не проявляет хоть какую-то неординарность своей натуры, если таковая была у исторического прототипа, что тоже весьма сомнительно.

Искусство эротического соблазна, которым Жанна, надо полагать, владела в совершенстве и которым пленила стареющего короля, с ханжеским целомудрием вынесено в фильме за скобки. А в остальном перед нами явлена вполне заурядная, отнюдь не молодая (ее почему-то играет сама 47-летняя Майвенн), как на мой вкус, откровенно некрасивая и со всех сторон неинтересная и неумная особа. Все переживания экранной Жанны связаны с тем, чтобы угодить королю и заслужить хотя бы мимолетное расположение будущей королевы Франции Марии-Антуанетты — той самой, что советовала беднякам есть пирожные, когда у них нет хлеба.

Но участь обездоленного класса, из которого вышла сама героиня фильма, Жанну Дюбарри совсем не занимает. Она всего лишь хочет вписаться в версальскую иерархию, отвоевать в ней свое теплое местечко. О том, что реальная Дюбарри прославилась алчностью и неумеренным мотовством, фильм скромно умалчивает, зачем-то возводя героиню на котурны. Но это у авторов неважнецки получается. Самыми запоминающимися поступками Жанны станут ее реверансы королю на новый лад — глядя не в пол, а в глаза, да переодевание в мужской костюм для поездки верхом на лошади, что вызовет дружное осуждение королевской дворни и откровенное восхищение режиссерки. И об этих «революционных потрясениях основ» снимать кино?

Мне могут возразить, что в реальности фильм получился не только и не столько о дворцовых интригах, а о «встрече двух одиночеств». Сиречь, о любви простолюдинки Жанны, которая чувствует себя чужой, неприкаянной в роскошных версальских покоях, и короля Людовика XV, смертельно утомленного ежедневным дворцовым церемониалом. Но любовной магии между персонажами по ходу фильма лично мне заметить не удалось. Уж больно циничным на трезвый взгляд выглядит союз профессиональной проститутки и престарелого короля-развратника, своими кутежами и оргиями, как мы знаем из истории, буквально разорившими Францию. Ведь именно Людовику XV принадлежит пресловутая фраза «После нас хоть потоп», которую король активно претворял в жизнь и которую авторы фильма намеренно «забыли».

Джонни Деппу, напудренному и нарумяненному по канонам XVIII века, досталось в «Жанне Дюбарри» минимальное количество текста и поводов для актерского самовыражения. У его героя, по сути, нет биографии, судьбы, характера. Майвенн, будучи сценаристкой, режиссером и исполнительницей заглавной роли, активно перетягивает в фильме одеяло на себя, любимую. Как голливудский первач согласился на такое понижение своего статуса?

Подозреваю, когда его имя во время судебных тяжб оказалось в Голливуде под негласным запретом, он был согласен на любое сносное предложение — лишь бы сниматься и вновь появиться на экранах. И тут матушка-Европа, которая для Деппа не чужая (он даже был женат на французской актрисе Ванессе Паради), протянула актеру дружественную руку. Но вряд ли эта роль войдет в число его значимых творческих свершений. Как и вряд ли фильм, с нескрываемым умилением любующийся отвратительными гримасами абсолютистской монархии, останется в истории десятой музы.

Жаль только, что Каннский фестиваль, обычно заточенный под серьезный авторский кинематограф, в этот раз оставил на своих белых знаменах мутноватое пятно.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5052
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4297
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...