Главная Культура 00:03 21 Июля 2023 13054
А король-то голый!

В прокат выходит исторический костюмный блокбастер «Жанна Дюбарри», открывавший в этом году Каннский кинофестиваль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Джонни Деппу досталось в «Жанне Дюбарри» минимальное количество текста. Майвенн, будучи сценаристкой, режиссером и исполнительницей заглавной роли, активно перетягивает в фильме одеяло на себя, любимую

Думается, такая честь выпала ленте отнюдь не из-за ее художественных достоинств, а по другим причинам. Режиссер ленты и исполнительница заглавной роли Майвенн (так она значится в титрах) ранее прославилась тем, что плюнула в лицо журналисту, который «припечатал» Люка Бессона — отца ее ребенка и фигуранта нескольких дел о сексуальном насилии. А Джонни Депп, исполнитель роли Людовика XV, на протяжении ряда лет был в опале из-за громкого развода с женой, обвинившей его в побоях. Так что явление Майвенн и Деппа в Каннах обеспечило бесплатную рекламу и фильму, и фестивалю.

Сюжет картины (во всяком случае, внешне) тоже отдает скандальным привкусом. Лента рассказывает историю реально существовавшей француженки Жанны Бекю — незаконнорожденной дочери кухарки и монаха. Наделенная от природы привлекательностью и избыточной резвостью натуры, она с молодых лет пошла по рукам. Минуя статус дешевой портовой шлюхи, Жанна, умевшая читать и писать, быстро стала вполне респектабельной куртизанкой.

Обедневший граф Дюбарри (Мельвиль Пуппо) не только пользовал безотказную красотку сам, но и за хорошую мзду делился ею с друзьями, в частности, с сексуально пылким маршалом Ришелье в исполнении 88-летнего «блондина» Пьера Ришара, что само по себе выглядит на экране смешно. Когда Жанна расцвела, граф Дюбарри и судьба подарили ей встречу с королем Франции Людовиком XV, которому, как свидетельствуют исторические источники, на тот момент было уже под 60. После первого интимного свидания в королевских покоях, которому предшествовал тщательный гинекологический осмотр, монарх сделал Жанну своей официальной фавориткой, что было нарушением всех мыслимых и немыслимых версальских канонов.

Считалось, что король имеет право регулярно ублажать свою плоть вне брачного ложа только с титулованной и обязательно замужней дамой. А с девицей из простонародья — это для короля не комильфо. По такому случаю Дюбарри заключил с Жанной фиктивный брак, наделив простолюдинку дворянской фамилией. При этом за изрядное вознаграждение отрекся от притязаний на ее тело в пользу короля. Что, впрочем, не спасло новоявленную фаворитку и монарха от недовольства королевской семьи и разнообразных козней двора, изображению которых фильм отдает весьма щедрую дань.

Право, мне трудно понять, за какие заслуги перед мировой историей Жанна Дюбарри, эта искусная жрица любви, которую современники называли «величайшей развратницей Франции», заслужила право стать героиней, причем сугубо положительной, большого международного проекта с огромным для европейского кино бюджетом, который оценивается в 22 миллиона евро. По ходу действия экранная Жанна никак не проявляет хоть какую-то неординарность своей натуры, если таковая была у исторического прототипа, что тоже весьма сомнительно.

Искусство эротического соблазна, которым Жанна, надо полагать, владела в совершенстве и которым пленила стареющего короля, с ханжеским целомудрием вынесено в фильме за скобки. А в остальном перед нами явлена вполне заурядная, отнюдь не молодая (ее почему-то играет сама 47-летняя Майвенн), как на мой вкус, откровенно некрасивая и со всех сторон неинтересная и неумная особа. Все переживания экранной Жанны связаны с тем, чтобы угодить королю и заслужить хотя бы мимолетное расположение будущей королевы Франции Марии-Антуанетты — той самой, что советовала беднякам есть пирожные, когда у них нет хлеба.

Но участь обездоленного класса, из которого вышла сама героиня фильма, Жанну Дюбарри совсем не занимает. Она всего лишь хочет вписаться в версальскую иерархию, отвоевать в ней свое теплое местечко. О том, что реальная Дюбарри прославилась алчностью и неумеренным мотовством, фильм скромно умалчивает, зачем-то возводя героиню на котурны. Но это у авторов неважнецки получается. Самыми запоминающимися поступками Жанны станут ее реверансы королю на новый лад — глядя не в пол, а в глаза, да переодевание в мужской костюм для поездки верхом на лошади, что вызовет дружное осуждение королевской дворни и откровенное восхищение режиссерки. И об этих «революционных потрясениях основ» снимать кино?

Мне могут возразить, что в реальности фильм получился не только и не столько о дворцовых интригах, а о «встрече двух одиночеств». Сиречь, о любви простолюдинки Жанны, которая чувствует себя чужой, неприкаянной в роскошных версальских покоях, и короля Людовика XV, смертельно утомленного ежедневным дворцовым церемониалом. Но любовной магии между персонажами по ходу фильма лично мне заметить не удалось. Уж больно циничным на трезвый взгляд выглядит союз профессиональной проститутки и престарелого короля-развратника, своими кутежами и оргиями, как мы знаем из истории, буквально разорившими Францию. Ведь именно Людовику XV принадлежит пресловутая фраза «После нас хоть потоп», которую король активно претворял в жизнь и которую авторы фильма намеренно «забыли».

Джонни Деппу, напудренному и нарумяненному по канонам XVIII века, досталось в «Жанне Дюбарри» минимальное количество текста и поводов для актерского самовыражения. У его героя, по сути, нет биографии, судьбы, характера. Майвенн, будучи сценаристкой, режиссером и исполнительницей заглавной роли, активно перетягивает в фильме одеяло на себя, любимую. Как голливудский первач согласился на такое понижение своего статуса?

Подозреваю, когда его имя во время судебных тяжб оказалось в Голливуде под негласным запретом, он был согласен на любое сносное предложение — лишь бы сниматься и вновь появиться на экранах. И тут матушка-Европа, которая для Деппа не чужая (он даже был женат на французской актрисе Ванессе Паради), протянула актеру дружественную руку. Но вряд ли эта роль войдет в число его значимых творческих свершений. Как и вряд ли фильм, с нескрываемым умилением любующийся отвратительными гримасами абсолютистской монархии, останется в истории десятой музы.

Жаль только, что Каннский фестиваль, обычно заточенный под серьезный авторский кинематограф, в этот раз оставил на своих белых знаменах мутноватое пятно.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9489
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?