В прокат выходит исторический костюмный блокбастер «Жанна Дюбарри», открывавший в этом году Каннский кинофестиваль
Думается, такая честь выпала ленте отнюдь не из-за ее художественных достоинств, а по другим причинам. Режиссер ленты и исполнительница заглавной роли Майвенн (так она значится в титрах) ранее прославилась тем, что плюнула в лицо журналисту, который «припечатал» Люка Бессона — отца ее ребенка и фигуранта нескольких дел о сексуальном насилии. А Джонни Депп, исполнитель роли Людовика XV, на протяжении ряда лет был в опале из-за громкого развода с женой, обвинившей его в побоях. Так что явление Майвенн и Деппа в Каннах обеспечило бесплатную рекламу и фильму, и фестивалю.
Сюжет картины (во всяком случае, внешне) тоже отдает скандальным привкусом. Лента рассказывает историю реально существовавшей француженки Жанны Бекю — незаконнорожденной дочери кухарки и монаха. Наделенная от природы привлекательностью и избыточной резвостью натуры, она с молодых лет пошла по рукам. Минуя статус дешевой портовой шлюхи, Жанна, умевшая читать и писать, быстро стала вполне респектабельной куртизанкой.
Обедневший граф Дюбарри (Мельвиль Пуппо) не только пользовал безотказную красотку сам, но и за хорошую мзду делился ею с друзьями, в частности, с сексуально пылким маршалом Ришелье в исполнении 88-летнего «блондина» Пьера Ришара, что само по себе выглядит на экране смешно. Когда Жанна расцвела, граф Дюбарри и судьба подарили ей встречу с королем Франции Людовиком XV, которому, как свидетельствуют исторические источники, на тот момент было уже под 60. После первого интимного свидания в королевских покоях, которому предшествовал тщательный гинекологический осмотр, монарх сделал Жанну своей официальной фавориткой, что было нарушением всех мыслимых и немыслимых версальских канонов.
Считалось, что король имеет право регулярно ублажать свою плоть вне брачного ложа только с титулованной и обязательно замужней дамой. А с девицей из простонародья — это для короля не комильфо. По такому случаю Дюбарри заключил с Жанной фиктивный брак, наделив простолюдинку дворянской фамилией. При этом за изрядное вознаграждение отрекся от притязаний на ее тело в пользу короля. Что, впрочем, не спасло новоявленную фаворитку и монарха от недовольства королевской семьи и разнообразных козней двора, изображению которых фильм отдает весьма щедрую дань.
Право, мне трудно понять, за какие заслуги перед мировой историей Жанна Дюбарри, эта искусная жрица любви, которую современники называли «величайшей развратницей Франции», заслужила право стать героиней, причем сугубо положительной, большого международного проекта с огромным для европейского кино бюджетом, который оценивается в 22 миллиона евро. По ходу действия экранная Жанна никак не проявляет хоть какую-то неординарность своей натуры, если таковая была у исторического прототипа, что тоже весьма сомнительно.
Искусство эротического соблазна, которым Жанна, надо полагать, владела в совершенстве и которым пленила стареющего короля, с ханжеским целомудрием вынесено в фильме за скобки. А в остальном перед нами явлена вполне заурядная, отнюдь не молодая (ее почему-то играет сама 47-летняя Майвенн), как на мой вкус, откровенно некрасивая и со всех сторон неинтересная и неумная особа. Все переживания экранной Жанны связаны с тем, чтобы угодить королю и заслужить хотя бы мимолетное расположение будущей королевы Франции Марии-Антуанетты — той самой, что советовала беднякам есть пирожные, когда у них нет хлеба.
Но участь обездоленного класса, из которого вышла сама героиня фильма, Жанну Дюбарри совсем не занимает. Она всего лишь хочет вписаться в версальскую иерархию, отвоевать в ней свое теплое местечко. О том, что реальная Дюбарри прославилась алчностью и неумеренным мотовством, фильм скромно умалчивает, зачем-то возводя героиню на котурны. Но это у авторов неважнецки получается. Самыми запоминающимися поступками Жанны станут ее реверансы королю на новый лад — глядя не в пол, а в глаза, да переодевание в мужской костюм для поездки верхом на лошади, что вызовет дружное осуждение королевской дворни и откровенное восхищение режиссерки. И об этих «революционных потрясениях основ» снимать кино?
Мне могут возразить, что в реальности фильм получился не только и не столько о дворцовых интригах, а о «встрече двух одиночеств». Сиречь, о любви простолюдинки Жанны, которая чувствует себя чужой, неприкаянной в роскошных версальских покоях, и короля Людовика XV, смертельно утомленного ежедневным дворцовым церемониалом. Но любовной магии между персонажами по ходу фильма лично мне заметить не удалось. Уж больно циничным на трезвый взгляд выглядит союз профессиональной проститутки и престарелого короля-развратника, своими кутежами и оргиями, как мы знаем из истории, буквально разорившими Францию. Ведь именно Людовику XV принадлежит пресловутая фраза «После нас хоть потоп», которую король активно претворял в жизнь и которую авторы фильма намеренно «забыли».
Джонни Деппу, напудренному и нарумяненному по канонам XVIII века, досталось в «Жанне Дюбарри» минимальное количество текста и поводов для актерского самовыражения. У его героя, по сути, нет биографии, судьбы, характера. Майвенн, будучи сценаристкой, режиссером и исполнительницей заглавной роли, активно перетягивает в фильме одеяло на себя, любимую. Как голливудский первач согласился на такое понижение своего статуса?
Подозреваю, когда его имя во время судебных тяжб оказалось в Голливуде под негласным запретом, он был согласен на любое сносное предложение — лишь бы сниматься и вновь появиться на экранах. И тут матушка-Европа, которая для Деппа не чужая (он даже был женат на французской актрисе Ванессе Паради), протянула актеру дружественную руку. Но вряд ли эта роль войдет в число его значимых творческих свершений. Как и вряд ли фильм, с нескрываемым умилением любующийся отвратительными гримасами абсолютистской монархии, останется в истории десятой музы.
Жаль только, что Каннский фестиваль, обычно заточенный под серьезный авторский кинематограф, в этот раз оставил на своих белых знаменах мутноватое пятно.