Группа Prodigy недавно показала видеоклип на композицию «Mindfields», который был снят... в Воронеже. В нем использованы кадры из весеннего концерта группы в этом российском городе, а остальной видеоряд составлен из похмельных переживаний лирического героя, жителя Воронежа. Коллектив разместил клип на своем официальном видеоканале, что говорит об одном: он попал в точку.
Случай вовсе не уникальный. Чуть раньше к русской теме обратился Робби Уильямс. В его песне «Party Like a Russian» используется цитата из «Танца рыцарей» Сергея Прокофьева, а клип посвящен разнузданному отдыху русских олигархов (каким его себе представляет сам Робби Уильямс). Смот-реть на это без слез нельзя.
Западная поп-культура не впервые обращается к русской теме. Можно вспомнить битловскую «Back in the USSR», «Russians» Стинга, «Moonlight & Vodka» Криса Де Бурга, «Little Russian» Mr. Zhivago и еще пару десятков песен, так или иначе описывающих русские реалии. Россия и СССР в этих произведениях — загадочная, непостижимая простому западному разуму страна, где живут вроде бы такие же люди, как везде, но это нельзя утверждать наверняка...
К слову, такой же абстрактной нашим музыкантам представлялась когда-то, на разломе эпох, Америка — песня про «последний мой бумажный пароход» «Наутилуса Помпилиуса» состояла из нехитрых фантазий героя о неведомой стране, тертых джинсах и запретных плодах.
В середине 1980-х, на волне гласности, на Западе возникла мода на все русское — perestroika открывала нас всему миру, и тот пристально вглядывался в обитателей земли за рухнувшим железным занавесом. Да что толку! И тогдашние клипы вроде «Go West» Pet Shop Boys, при всех искренних попытках открыть русскую америку, использовали все те же набившие оскомину штампы: парады физкультурников под пристальными взглядами вождей, серпы с молотами, сплошные «матрешка энд водка». И когда в Советском Союзе создали на экспорт рок-группу «Парк Горького» и отправили ее покорять Америку, ребятам не удалось обойтись без гитар в форме балалаек и прочего спецколорита...
Как тут не вспомнить мудрого Виктора Степановича Черномырдина: никогда такого не было, и вот опять. Если судить по клипам Робби и Prodigy, и спустя 30 лет после перестройки Россия для Запада остается той же загадочной страной, где завтракают водкой, а потом едут в упряжке с медведями на работу. Российская поп-музыка осталась отдельной субкультурой, не став частью мирового шоу-бизнеса. Все попытки внедриться в зарубежные хит-парады по большому счету оказались неудачными. Девушки-оторвы из «Тату», пошумев на Западе, добились внимания с помощью эпатажа, а музыка там была далеко не на первом месте.
Зато мы не теряем друг друга из виду. Пока с высоких трибун нам вещают об особенной духовности россиян, наши зрители скупают билеты на осенние московские концерты Стинга и того же Робби Уильямса. Россия по-прежнему входит в гастрольные маршруты многих иностранных звезд — кроме совсем уж принципиальных. И это здорово! Гастролеры видят в России таких же зрителей, как, к примеру, в Берлине или Мадриде. Но при попытке отразить русскую тему в своих произведениях у звезд западного рока получается все та же ерунда, что и у группы «Любэ»: баня, водка, гармонь и лосось. Русский, по версии Prodigy, это тот, кто выпивает в день две бутылки водяры и закусывает их шаурмой, а развлекаются наши мужики, согласно Робби Уильямсу, с десятком, не меньше, балерин.
Как к этому относиться? Снисходительно. Вот только не надо подписывать петиции с просьбой запретить концерты «русофобов с гитарами». В конце концов, не каждому дано прочитать полное собрание сочинений Федора Михайловича Достоевского и глубоко вникнуть в потайные уголки загадочной русской души. Послушаем чистосердечное признание того же Робби Уильямса по поводу его хита с русским акцентом: «Я вне предрассудков и не хочу оскорбить целую страну. Я просто хотел написать яркую, драйвовую песню, и, черт возьми, мне это удалось!»
Что ж, пишите на здоровье. Жаль, результат чаще близок к карикатуре или шаржу, чем к эпическому полотну. Но это уж как кому Бог дал.