В программе Каннского кинофестиваля показали два фильма, актеры из которых стали у любителей прогнозов главными претендентами на премии за лучшую мужскую и женскую роли. Это французский «Закон рынка» с Венсаном Линдоном и «Кэрол» с Кейт Бланшетт. В конкурсе собраны ленты, очень разные по стилистике, и жюри под председательством братьев Коэнов будет явно непросто их сравнивать.
На фестивальных просмотрах нередко одолевают размышления, что же есть такое идеальный фильм: это когда показывают жизненное кино будто про тебя самого, или наоборот, когда тебя сражают визуальными изысками, переносят в другую эпоху, сражают стилем, позволяют отвлечься от существующей реальности? В конкурсной картине «Закон рынка» французского режиссера Стефана Бризе все как в жизни. Герой, непьющий бодрый мужчина лет пятидесяти, пытается найти работу.
В фильме «Закон рынка» Венсан Линдон (слева) органично вписался в ансамбль непрофессиональных актеров
Наш зритель наверняка не понаслышке знает, как тяжело получить место, достойное твоего опыта и квалификации, если ты немолод, а тебя, к примеру, сократили или предприятие закрыли. Чиновники из бюро по трудоустройству направляют безработного на переподготовку, но та ничего не гарантирует. Работодатели, в очередной раз отказывая, ссылаются на «плохо отредактированное резюме». Дни, месяцы проходят в бесконечных хождениях по инстанциям, беседах с безучастными инспекторами по кадрам, чья лексика изобилует канцелярскими оборотами и лишена, кажется, всего человеческого, в собеседованиях по скайпу, выбивании кредита и пособия для сына-инвалида. «Продайте квартиру», – советуют в очередной инстанции, где человек заговаривает о необходимости иметь источник дохода.
Но как раз дом, семья, время, проведенное с близкими в тесной квартирке, за обедом ли, общением, является для персонажа отдушиной, причиной не сдаваться, хотя по всему видно, что семейство до экономического кризиса знавало куда лучшие времена.
Наконец, мужчине удается устроиться охранником в супермаркет. Теперь он следит через камеры и мониторы за покупателями и ловит их на мелких кражах. Раз за разом, составляя протокол, охранник видит перед собой таких же малоимущих, как он, не способных заплатить за полную корзину. Отбирая у очередного бедняги прикарманенный кусок, герой, похоже, и сам чувствует себя так, будто грабит товарища по несчастью.
Однажды на краже скидочных купонов попадается кассирша, проработавшая в магазине лет 20. Разоблачение и потеря места, судя по всему, было последней каплей в ее незадавшейся жизни. На похоронах коллеги герой, и мы вместе с ним, задумываемся, стоит ли участвовать в этом торжестве корпоративной этики и законов рынка, где человек не дороже бонуса, и даже разговаривать простыми словами уже не принято, только бюрократическими оборотами. И можно ли ради работы и зарплаты становиться бессердечной сволочью, теряя самоуважение. Фильм – кстати, самый малобюджетный в конкурсе, – снимался с участием непрофессиональных актеров на непридуманной натуре, в бюро и маркетах, ручной камерой. Многие служащие из «Закона рынка» играли себя, только исполнитель главной роли Венсан Линдон здесь – профи, причем высшего разряда. Для актера ведь один из самых больших вызовов – вписаться, слиться в кадре с органикой реальных типажей.
Совершенно иной случай – имеющий тут, в Каннах, большой успех фильм «Кэрол», экранизация романа известной мастерицы триллеров Патриции Хайсмит. Это отличный ответ на потаенные молитвы публики «сделайте нам красиво». Со всем художественным мастерством выстроенный, подобранный до шубки, до шляпки, не говоря уж об автомобилях, стиль 1950-х. Красивые герои, изысканная Кейт Бланшетт в заглавной роли, неоновые переливы уличного освещения (часть событий в картине происходит под Рождество), хорошо прописанные, как в классической пьесе, реплики… Режиссер «Кэрол» Тодд Хейнс, как и его оператор Эд Лахман, известны своей любовью к ретро и к визуальным изыскам. Зрители примерно знают, чего от них ждать, и с радостью это получают. В данном случае кино рассказывает историю домохозяйки, не слишком-то счастливой в браке. Героиня любит некоторых своих подруг куда больше мужа, тот зол, ревнует, грозит отобрать при разводе ребенка. Но все судебные разбирательства и скандалы проходят как по нотам, интеллигентно, даже без кровавого преступления, несмотря на репутацию автора первоисточника. Оказывается, это единственный роман Хайсмит, где никого не убили. Впрочем, в 1950-е столь нежную привязанность дам, как у героини Кейт Бланшетт с подругами, общество осуждало. Но в Каннах, особенно после недавнего присуждения Золотой пальмовой ветви «Жизни Адели», фильму про девичью любовь, таким сюжетом вряд ли кого удивишь. Остается лишь констатировать, что и в эпоху господства гаджетов, «живой» моментальной съемки – тяга зрителей к классическому искусству эстетского кино никуда не делась. «Кэрол» и «Законам рынка» аплодирует на фестивале одна и та же искушенная аудитория. Победители Каннского фестиваля будут известны 24 мая.