Первый игровой фильм документалиста Сергея Лозницы, попав в главную программу Канн, вызвал бурные споры, ему даже маячит главная награда смотра. «Труд» побеседовал с режиссером сразу после показа.
— Ваш дебют получился таким взрывным. Довольны?
— Разумеется, я испытываю волнение, и это несмотря на то, что у меня есть немалый фестивальный опыт как
Я
— Вас не смущает внимание кинематографистов всего мира и даже политиков к вашему дебюту? Что картина наделала много шума? Что со стороны влиятельных людей может последовать гнев?
— Острая полемика вокруг моего фильма возникла не сейчас. А вот после
Мне очень нравятся слова художника Пабло Пикассо: «Живопись существует не для украшения жилища, а для атаки». Если фильм атакует зрителя, если дает возможность людям о
— Как вы сами определили жанр фильма?
— Условно жанр можно было бы назвать дорожной историей, или, как говорят в мире,
Это
— Сформулируйте основную тему фильма «Счастье мое».
— Это мое размышление о том, что такое Россия, откуда в ней возникли и обострились такие большие и сложные проблемы. Когда начинаешь в этом разбираться, то понимаешь, что корни всех бед лежат в прошлом нашей страны, в том, что было
Мнение
Ольга Галицкая, член правления Гильдии кинокритиков и киноведов:
— Фильм «Счастье мое» вызвал полярные мнения и оценки. Эту картину легко назвать антирусской. Все показанное в ней так жестко и страшно, что не хочется с этим мириться и уж тем более принимать. Но когда начинаешь задумываться, находить объяснения, то понимаешь, что у режиссера не было задачи сделать антирусский фильм. Лозница, как мне видится, снял картину о том, что такое личность, что происходит с человеком, когда он теряет свое имя и свою национальную принадлежность.
Поднята тема, что Россия — страна, в которой очень много людей в разное время пропадали без вести. Причем люди исчезали не только в годы войны, погибали в лагерях. И в наше благополучное время наш народ легко и нередко бесследно растворяется в пространстве. Я не говорю, что «Счастье мое» — шедевр, что в нем все идеально. В фильме есть немало моментов, с которыми можно не соглашаться, в том числе это относится и к его содержанию, и к форме. Но при всех недостатках фильм «Счастье мое» — яркое произведение, о котором интересно и нужно говорить.
Резюме
Сергей Лозница, кинорежиссер
Родился 5 сентября 1964 года в Барановичах (Республика Беларусь).
Учился в 1981–1987 годах в Киевском
Работал в 1987–1991 годах в Институте кибернетики над проблемами искусственного интеллекта. Снял фильмы «Сегодня мы построим дом» (1996 год, «Бронзовый дракон»
Выбор
Три отечественных фильма, имевших наибольший успех в Каннах
«Великий перелом» (1946)
«Летят журавли» (1958)
Фильм Михаила Калатозова — единственная наша лента, получившая «Золотую пальмовую ветвь» — высшую награду фестиваля.