
«Ростех» объявил о начале летных испытаний лайнера «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8. Он давно должен заместить поставлявшиеся из недружественной Франции SaM146, которые стоят на наших самолетах. На выложенном в сетях ролике специалисты обратили внимание на темный след: скорее всего, он свидетельствует, что еще не до конца доработаны параметры сгорания топлива.
Самолет с двигателем ПД-8 находился в воздухе 40 минут, поднялся на высоту 3 тысячи метров и развил скорость до 500 км в час. «Полет был выполнен экипажем в составе летчиков-испытателей Дмитрия Деменева, Игоря Гревцева и бортоператора Максима Грюканова. Командир экипажа сообщил, что полетное задание выполнено в полном объеме. Силовая установка с двигателями ПД-8 показала стабильную работу, в полете проводилась оценка газодинамической устойчивости двигателей на постоянных и переменных режимах», — сообщила пресс-служба госкорпорации.
— Летчики-испытатели — молодцы, им надо сказать спасибо, — поделился с корреспондентом «Труда» ветеран ОКБ «Сухой». — Досадно только, что к этому событию мы шли так долго. Еще в 2006 году предлагалось оборудовать самолет отечественным двигателем, но тогда топ-менеджеры Минпромторга во главе с Виктором Христенко взяли курс на западные комплектующие, которые в итоге достигли в отечественном лайнере 80%. Что обернулось сворачиванием производства собственной, уже сертифицированной техники, а также увольнением ценных авиационных кадров.
В начале 2013-го разразился скандал. Владимир Путин направил правительству предложение рассмотреть материалы проверки авиапрома, проведенной Контрольно-ревизионным управлением президента РФ, и учесть их при доработке мероприя-тий государственной программы. В поручении обращалось особое внимание на обеспечение рынка авиаперевозок российскими самолетами. Шла речь и о замене французского двигателя на «Суперджете». Эксперты подсчитали: каждый такой двигатель обходится казне в 40 млн рублей. Наша доля в его производстве составляла всего 12%, получалось, что российский бюджет активно поддерживал французского производителя двигателей.
Кстати, подобным образом команда ответственного за проект Михаила Погосяна отодвинула и еще несколько наших производителей — шасси, кресел и других узлов и деталей.
— У меня несколько вопросов по поводу ПД-8, — продолжает наш эксперт. — Пока не сказано о сроках сертификации двигателя, перспективах его серийного выпуска. И выдержит ли он конкуренцию в части технического сопровождения с французским аналогом, где каждый этап производства отличается высоким уровнем контроля. Я сам в этом убедился, побывав на их предприятии, где после сборки лишняя шайба или гайка означала браковку всего изделия. Остались ли у нас специалисты, которые после предыдущих сокращений смогут выдержать эту конкуренцию? А еще хотелось бы услышать, какой у двигателя ресурс, на сколько часов он рассчитан.
— На телеэкране показали восторженный прием экипажа с качанием после благополучной посадки, — комментирует летчик-испытатель, доктор технических наук Вадим Олейников. — Они на «отлично» справились со своей задачей. Хотя по собственному опыту знаю, что после приземления пилоты наверняка выскажут ряд замечаний, о чем не принято говорить на публике. А вот по поводу восторженных реляций я бы повременил. Ведь не секрет, сколько неприятностей «Суперджет» в процессе эксплуатации уже накопил. Достаточно вспомнить, как в октябре 2018-го у самолета авиакомпании «Якутия» стойки сложились и пробили топливные баки. Не говоря уже о катастрофе «Суперджета» «Аэрофлота» в Шереметьево 5 мая 2019 года, когда погибли 40 пассажиров и бортпроводник.
Если верить главе Минпромторга Антону Алиханову, первые полеты импортозамещенных МС-21 с двигателями ПД-14 и SJ-100 с ПД-8 планируются уже в текущем полугодии. На сегодняшний день 33 самолета находятся на сборочных конвейерах в разной степени готовности. После первых полетов начинаются сертификационные летные испытания, которые тоже потребуют времени.
Меж тем России до 2030 года потребуется произвести две сотни самолетов, чтобы заменить выбывающие иностранные борты, сообщил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов в кулуарах ежегодного съезда РСПП. Хотелось бы верить и надеяться, что эта задача стране по плечу. Но сколько подобных обещаний мы уже слышали...