
В массе своей люди готовы отказаться от модной одежды, похода в ресторан или поездки к морю, но только не от нового гаджета. Однако цена на смартфон или ноутбук тоже имеет значение.
Российский рынок электроники пребывает в состоянии перманентного стресса. Только за прошлый год цены на ноутбуки выросли на 10%, а на смартфоны и того больше. Крупные ретейлеры сглаживали ситуацию за счет скидок, бонусных программ и кешбэка, но возможности ограничения собственной прибыли не безграничны. Особенно когда курс рубля непредсказуем, налоги растут, логистика через третьи страны заковыриста, а кредиты при ключевой ставке за 20% практически недоступны. Вся продаваемая в России электроника так или иначе связана с валютными закупками. Даже в собираемых у нас изделиях хватает импортных деталей, так что подорожание вполне объяснимо.
Однако граждане не готовы к быстрому переписыванию ценников и могут или отложить приобретение дорогостоящей электроники в долгий ящик, или переключить внимание на более доступные модели. Замедление рынка продаж мобильных устройств началось в ноябре и, скорее всего, продолжится до середины лета, когда эксперты ожидают снижение ключевой ставки.
Тем не менее 2024 год был очень прибыльным для ретейлеров. Сегмент портативных компьютеров вырос на 9% в стоимостном выражении, достигнув выручки в 242 млрд рублей. Всего было продано больше 4 млн устройств, что на 6% больше предыдущего показателя. По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, средняя стоимость купленного ноутбука составила 62 тысячи рублей. «Это говорит о том, что вместо сильнее всего подорожавшей продукции ведущих мировых брендов (Asus, Acer и HP) россияне стали в большем количестве приобретать китайские и условно российские модели», — считает наш эксперт.
Впрочем, если говорить о «китайцах» первой величины, то те же Huawei и Honor предлагают за эти деньги вполне себе серьезные устройства с хорошим экраном, мощным восьмиядерным процессором, большим объемом оперативной и встроенной памяти. Такие гаджеты справятся со всеми без исключения рутинными задачами и проявят слабину разве что в графических приложениях и тяжелых играх.
На фоне постоянно дорожающих ноутбуков резко вырос рынок персональных компьютеров. В отличие от лэптопов, цены на десктопы и моноблоки оставались стабильными, а иногда даже снижались. В итоге прагматично настроенные россияне решили пожертвовать мобильностью и удобством и проголосовали рублем за доступность и производительность. По данным из разных источников, в прошлом году в стране было продано около 2,5 млн персональных компьютеров, что на 45% больше, чем в 2023-м. Финансовый результат превысил 65 млрд рублей (рост — 20%).
Повышенной популярностью у покупателей, как и в случае с ноутбуками, пользовались товары нижнего ценового сегмента (до 25 тысяч рублей за системный блок), в основном представленные продукцией отечественных производителей, доля которых вплотную приблизилась к 50%.
На рынке смартфонов ситуация не менее красноречивая. За прошлый год мобильники подорожали сильнее, чем ноутбуки, и это незамедлительно сказалось на продажах. Если в денежном выражении рынок немного вырос (до 715 млрд рублей), то в количественном на 4% просел, не дотянув до 30 млн устройств. Самыми популярными брендами в России, прежде всего за счет широкого модельного ряда, ожидаемо стали китайские Xiaomi и Tecno.
По словам экспертов, возвращение интереса пользователей к покупкам дорогостоящей электроники может произойти только после позитивных изменений в экономике. Пока же ключевая ставка будет держаться выше 20%, прагматичные граждане свободные средства будут держать на депозитах.