Он входил в когорту самых популярных мастеров, на равных соперничая с Олегом Янковским и Никитой Михалковым за право называться первым актером и первым красавцем экрана. Играл только главных и непременно романтичных героев, на которых хотелось походить в жизни, а в качестве режиссера снимал авторские, проникнутые поэтической интонацией фильмы («На край света», «О тебе», «Не стреляйте в белых лебедей»), в которых блистала жена Вера Глаголева. Его юношеский фильм привел в восторг самого Рэя Брэдбери. Но парадокс: для нынешних молодых зрителей Нахапетов — не самое звучное, а скорее малоизвестное имя.
Внезапный отъезд Нахапетова в 1988 году в Америку стал событием экстраординарным. Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии, звезда культовых фильмов «Живет такой парень», «Нежность», «Влюбленные», «Раба любви», «Это сладкое слово свобода», «Валентина», «Торпедоносцы», наконец, исполнитель роли молодого Ленина в дилогии Марка Донского «Сердце матери» и «Верность матери», он уехал в страну, которая считалась обителью зла и потенциальным противником.
Между тем Родион уехал не по идеологическим мотивам. Сын партизан, родившийся в 1944 году во время бомбежки в развалинах дома (мать прикрывала его от осколков подушкой), сполна хлебнувший послевоенной голодухи, убогого коммунального быта, он не был диссидентом, хотя и по его фильмам погуляли цензурные ножницы. Вот как он сам рассказывал в одну из наших встреч о мотивах своего отъезда, который поверг в шок не только жену Веру, но и его многочисленных поклонниц.
— Случилась любовь, которая буквально сразила меня наповал. Наташа (Наталья Шляпникофф, нынешняя жена актера. — «Труд») помогала продвигать на американский рынок мой последний советский фильм «На исходе ночи». Мы общались с ней день за днем, и постепенно ее характер, внешность, искренняя увлеченность моими фильмами, ее собственная незаурядная судьба (она, в частности, прославилась организацией поездки папы Римского Иоанна Павла II в Америку), — все это перевело наши отношения в более глубокое русло. Она была замужем, я был женат, но мы уже не представляли жизни друг без друга. Так я остался в Америке.
Вопреки своим, возможно, прекраснодушным ожиданиям Нахапетов не покорил Голливуд. Акцент не позволил ему играть американцев, а на ролях русских эмигрантов актерскую судьбу не построишь. Что касается его режиссерских амбиций, то на их реализацию не было денег. Первый свой фильм в Америке — триллер «Телепат» — он поставил лишь через десять лет после безуспешного обивания порогов киностудий, и тот, увы, не стал событием. Равно как и другие его американские проекты — «Трилогия убийства», «Кровь успеха», жанрово ориентированные на широкого зрителя, но не обладающие должными бюджетами, чтобы совершить прорыв к аудитории. И его отъезд из СССР, где он был крупной творческой фигурой, кумиром миллионов (в их числе был и я, студент журфака, назвавший своего сына-первенца Родионом), можно было бы задним числом счесть непоправимой ошибкой, крушением судьбы, если бы Нахапетов не совершил куда более важный шаг, чем создание даже самого успешного фильма...
Однажды в его американском доме раздался звонок из России. «Вы всю жизнь играли честных, благородных героев, я верю, что вы такой и в жизни. Спасите моего ребенка, у него больное сердце», — рыдал в трубке мужской голос. И Родион, у которого в детстве был порок сердца (врачи даже говорили его матери, что он вряд ли доживет до 10 лет), воспринял эту чужую боль как свою собственную. Вместе с женой они создали фонд «Надежда» и стали привозить больных детей из России к американским хирургам. Их дом надолго превратился то ли в гостиницу, то ли в госпиталь. Затем десанты американских врачей под эгидой фонда высаживались в Москве, Питере, Казани: В итоге этих беспрецедентных акций было прооперировано около 300 русских детей. И мне сегодня кажется, что все «Аватары» и «Трансформеры» мира — лишь красивые целлулоидные игрушки рядом со счастливыми слезинками этих спасенных детей.
Больше десяти лет режиссер живет на два дома, деля свою жизнь между США и Россией. Но творческое вдохновение он все чаще находит на родине, гражданином которой оставался все эти годы. Нахапетов снял для ОРТ три «американских» серии «Убойной силы» и 12-серийный телефильм «Русские в городе ангелов». По возвращении в Россию он поставил фильмы «Пограничный блюз», «Моя большая армянская свадьба», «Заражение». Практически во всех этих проектах он снимал и наших, и американских актеров, которые к концу съемок расставались друзьями. Согласитесь — не самый плохой пример для политиков двух стран, которые все чаще погромыхивают в адрес друг друга воинственной риторикой...
Уже многие годы Нахапетов мечтает экранизировать повесть «Вино из одуванчиков» Рэя Брэбери, с которым он был дружен до самой смерти писателя. Но реализовать этот проект никак не удается: трудно найти деньги для не сулящего больших прибылей фильма ни в Америке, ни в России. Это вдвойне обидно, поскольку первой режиссерской работой Нахапетова как раз и была студенческая короткометражка «Вино из одуванчиков», которую десятилетия спустя он осмелился показать американскому классику. Тот пришел в восторг от увиденного и благословил Родиона на «взрослую» экранизацию. Я понимаю, какое-то непонятное «Вино из одуванчиков» — это вам не убойная «Доярка из Хацапетовки». Но все же почему бы одному из наших могущественных телеканалов к юбилею знаменитого актера и режиссера, находящегося в прекрасной форме, не преподнести грант на экранизацию этого всемирно признанного шедевра? Думаю, это был бы красивый и на редкость осмысленный жест.