— Для вас, Александр, неожиданность, что именно вас Андрей Кончаловский увидел в роли Астрова? Не пытались ли найти ответ на этот вопрос у самого режиссера?
— Я не пытался у него спрашивать, потому что это не совсем правильно. Конечно, мне было интересно предложение Андрея Сергеевича, предложение режиссера, который 40 лет назад снял фильм «Дядя Ваня». Естественно, он знал материал вдоль и поперек, и я понимал, что если Андрей Сергеевич предлагает мне роль
Признаюсь, я никогда не понимал Чехова. Сейчас я, может быть, на
— Не исключено, что сам Чехов не знал, какой он был художник. Не показалось ли вам, что классик был в поиске и этот поиск предстояло вам отобразить в роли?
— Я не понимаю, где в пьесах Чехова искать выход для героев: у Антона Павловича это не прописано. Для меня нет ответа.
— В пьесе «Дядя Ваня» нет выхода только для Астрова.
— Ни для кого! Насколько я сейчас понимаю. Там все в этой пропасти. Никто из героев не останется счастливым или благополучным. Вот такие сцены из деревенской жизни описал Антон Павлович в пьесе «Дядя Ваня». Андрей Сергеевич нас учил, что мы лишь пытаемся говорить о глобальных вещах и что мы ничуть не изменились. Что было 150 лет назад, что сегодня — ничего практически не поменялось. Действительно, если отъехать от Москвы на 250 километров, то увидишь то же самое, что описал Чехов более 100 лет назад.
— В фильме «Дядя Ваня» вашего героя Астрова сыграл Сергей Бондарчук, который был категорически не согласен с трактовкой образа Кончаловского. Актер считал
— Мятый, пыльный. Единственно, у Андрея Сергеевича была и есть фобия (в хорошем смысле этого слова) — обувь. Он даже хотел с директором театра ехать за сапогами в Англию. Но Валентина Тихоновна (Валентина Панфилова, директор Театра им. Моссовета. —
— На ваш взгляд, Астров
— В пьесе есть финальный монолог, и, чтобы понять эту ситуацию, надо посмотреть спектакль. Нет, он не влюблен. Он прекрасно понимает, что этот союз невозможен. Да и Елена Андреевна тоже это знает. Другое дело, что она большую часть пьесы смотрела на него, как говорится, сверху вниз, а в финале смотрит снизу вверх. Не исключено, что она готова пойти с ним на
— Поэтому Астров так цинично ей предлагает: «Вы все равно поддадитесь чувству, так лучше здесь, на лоне природы». Разве опытный любовник, не получив своего, будет так грубо вести себя с красивой женщиной?
— Согласен, фраза цинична. Да и Астров — циник: не потому что всех презирает, а потому что доподлинно знает, что будет. Андрей Сергеевич
— У нас получается интервью не о вас, а об Андрее Сергеевиче.
— Могу сказать, что с появлением Андрея Сергеевича в моей жизни произошла перезагрузка файлов. Он меня поднял: И я очень рад, что он меня поднял.
— Домогарова очень любят в Польше, больше всех российских артистов, и вам бы не удалось завоевать их
— Я думаю, что сейчас не разделить уже. Романтик? Да, я верю людям. Я доверчив, и это меня очень часто бьет. Если бы я был прожженным циником, я бы не верил. Это моя ошибка и мой крест. Я не хочу переживать о том, что вы будете думать по поводу моих поступков. Я хочу жить так, я так живу, и принимайте меня таким!
— Наверняка Андрей Сергеевич на это бы вам сказал: «Cвобода — это знание своих лимитов и границ дозволенного, а не желание делать то, что тебе вздумается». Возразите?
— Андрей Сергеевич в свои 73 года слишком мудрый. Мне же в 46 лет до мудрости еще ошибаться и ошибаться. Согласен, необходимо во всем видеть перспективу, иначе нет смысла.
— Тогда объясните, как за 10 лет тяжелой трудовой жизни Астров мог превратиться из очень красивого (так сказано в пьесе) благородного человека в циника, пьяницу и даже на одно лето в раздолбая?
— На своем примере я знаю, что происходит с человеком за 10 лет. Астров заработался и водочку стал пить. Но он не опустился и не пропал. Возится с крестьянами, которые живут в нищете, чьи дети спят вповалку с телятами в грязных избах. Вот почему водка: Он не может с собой справиться, но он все равно продолжает свое дело. Когда у меня сын был маленький, жена Ира ходила в деревню, где была родительская дача, покупать козье молоко. Был 1989 год. Грязь, вонь, дым, телята на полу, поросята там же. Ничего не изменилось. И когда человек, такой как Астров, понимает, что он лично ничего не может изменить, но вынужден здесь жить, то ему приходится жрать водку, чтобы завтра возвращаться в эту убогую обстановку и работать. Таково было отношение к людям и действительности у Чехова, возможно, как у врача. Я живу под Истрой, где сохранились дом, больницы, построенные Чеховым. Он строил, хотя понимал, что по большому счету это ничего не изменит.
— Вернемся к теме любви. Всем интересно: такой мужчина, как вы, культурный, талантливый, красивый, из хорошей семьи, думает о любви, верит в нее?
— А вы знаете, что такое любовь? 99,9% людей не знают, что это такое. Понимают влюбленность. Возможно, мои родители испытали любовь. Хотя, наверное, знали. Папа сделал маме предложение в тот момент, когда нормальные люди, думая о завтрашнем дне, не женятся. Родители были вместе до конца. Родили нас с братом. Умерли если не в один день, то очень близко друг к другу. Мама не выдержала ухода папы и ушла через пять лет. На их долю выпало много испытаний. Думаю, что сейчас у них все хорошо и они снова вместе. Что касается любви, я не очень понимаю, что это такое, то есть скорее гипотетически понимаю. Ненавижу
— Женщины по своей природе предательницы, потому что им приходится бороться за выживание, они слабее и беззащитнее. К тому же нам есть что терять...
— Тогда это ваш большой грех — идите в церковь и молитесь. Мужчины и женщины так устроены, что хотят найти свою вторую половинку. Мы вот ходим, ходим по свету и ищем друг друга. Думаем: вон, на том стуле, сидит та, что мне нужна. Потом оказывается, что твоя судьба в этом момент сидела на другом стуле.
— Почему русские мужчины — несчастные любовники, в большинстве своем не сумевшие сделать своих женщин счастливыми, тогда как французы — обладатели? Вы как исполнитель ролей в спектакле «Милый друг» по Мопассану, экранизации романа Дюма «Графиня не Монсоро» должны знать причину. Да и вы сейчас один.
— Наверняка у
— Но ведь Астрову не нужна дружба — ему хочется любви. Не верится, что вам достаточно
— У Астрова тоже есть друг — Соня. Она именно тот человек, который, если разбирать пьесу дальше, будет с ним рядом. С ним должен быть человек, который его бы все время охаживал, отпаивал, к которому бы он возвращался с работы, напивался и снова уезжал на работу. Дома у Астрова был бы друг, опора — Соня. Хотя, согласен, это чисто наш, русский вариант счастья. Французам такая опора в лице женщины не нужна.
— Соня некрасивая, хотя у нее красивые руки, глаза, волосы. Вы бы смогли полюбить дурнушку? Говорят, что такое с
— Не случается. Есть анекдот, когда к Эйнштейну приходит ослепительно красивая девушка и говорит: «Хочу, чтобы у нас был ребенок такой же красивый, как я, и такой же умный, как вы». На что Эйнштейн ей сказал: «А если все будет наоборот?» Вначале, как большинство мужчин, я вижу оболочку женщины. Когда за оболочкой еще есть
— Есть области, где можно
— Мой ответ: вам этого не понять. Это я вам точно говорю. И это не у меня надо спрашивать. Если же серьезно, то интимные отношения складываются не потому, какой ты любовник или любовница в постели, не от так называемой силы все зависит. Дело в степени отдачи. Вовсе необязательно все это делать как свиньи. Есть другие составляющие любви. Можно просто взять женщину за руку, и это будет больше, чем мы с ней ляжем в постель. Важнее тактильные отношения. Гораздо важнее взгляд, глаза и рука, чем хватание за грудь и, простите меня, за другие места. Мы же не животные. Это касается всех цивилизованных людей. Если это возводится во главу угла — неинтересно. Значит, не те отношения. Я хочу прийти домой, выпить чашку чая, рюмку коньяка или водки и поговорить по душам. К сожалению, актерские семьи так устроены, что не говорят о погоде, а вольно или невольно обсуждают свою работу в кино, театре…
— Если честно, такая перспектива не
— Я против мещанства. Хотя свой дом люблю.
— За вами чувствуется культура, порода, прошлое. Не обидно было, что на роль адмирала Колчака выбрали не вас, а Константина Хабенского?
— Это не за мной прошлое, а за моими предками, среди которых были дворяне. Роль у меня не отобрали, как пишут в газетах, и с Костей Хабенским мы в прекрасных отношениях. Но если бы мне судьба подарила шанс сыграть Колчака, я попытался бы показать метаморфозу, которая произошла с Колчаком, как он из исследователя Арктики, доброго, жизнелюбивого человека, хорошего семьянина превратился в идеолога и практика Гражданской войны.
Я не видел картину «Адмиралъ». Но я бы все сделал, чтобы показать, как Колчак приказывал бросать людей за борт, если они говорили, что
— Андрей Кончаловский описал свои браки и романы в двух томах. Вы могли бы последовать его примеру?
— Я не Кончаловский. Поэтому описывать свои романы не тороплюсь. Возможно, когда мне будет 73 года, тогда и возьмусь за перо. Но уже сейчас тем женщинам, которые попадут на страницы книги, очень не завидую. Несмотря на то что я романтик, о некоторых женщинах у меня сложилось такое впечатление, что если я им поделюсь… Многие из моих бывших возлюбленных во всех подробностях рассказали все — и даже больше — об отношениях со мной. Я же только «пылил». Правда, некоторые из бывших возвращаются уже с другой головой. Но
Наш сын Саша даже не понял, что мы развелись. Ему же все равно, спят его родители вместе или нет. Сын ничего не потерял от нашего развода: у него есть и мама, и папа, и все мы
Наше досье
Александр Домогаров родился 12 июля 1963 года в Москве. В