Мы встретились с ней, чтобы поговорить о новой постановке, воспитании детей и, конечно же, кулинарии.
Юлия, Машу в «Трех сестрах» до вас играли многие великие и просто очень хорошие актрисы. Вам помог опыт кого-нибудь из них?
– Я не думаю, что в актерской профессии важен чужой опыт. Как говорил Станиславский, игра на сцене – это поиск себя в предлагаемых обстоятельствах. И еще мне кажется, исполнение одной роли нельзя вырывать из общего контекста. В каком-то другом спектакле другая актриса может замечательно играть Машу, но это не будет иметь ничего общего с тем, что ставит Кончаловский, с характерами, которые он хочет видеть.
– Что для вас стало самым притягательным в этой роли, а что самым сложным?
– Насколько все притягательно, настолько и трудно. У Чехова ведь не бывает простых характеров. Мне кажется, самое неинтересное, это когда Маша весь спектакль ходит задумчивая и грустная. И тогда с самого начала ясно, что будет в конце. Моя Маша – молодая, энергичная, ей хочется любви и страсти, как и всякой женщине в ее возрасте, наверное.
– Чеховские сестры – одни из немногих представительниц интеллигенции в провинциальном городке. А что для вас означает слово «интеллигент»?
– У меня к нему двоякое отношение. Потому что, по моим наблюдениям, представители этого замечательного класса часто бывают претенциозными и малообразованными. Ну вот, знаете, как есть крестьяне – аристократы по духу, а есть интеллигенты – глупые, надутые, пустые люди.
– Сестры не могут противостоять хамству Наташи. А вам в жизни часто приходится сталкиваться с агрессией, грубостью?
– Конечно, я же не живу как цветочек в оранжерее, а выхожу на улицу, и не самые лучшие проявления нашей окружающей действительности затрагивают и меня. Ну что тут скажешь? Приятным это не назовешь. Иногда пытаешься видеть только хорошее и не замечать плохого. Но все равно с розовыми очками на глазах всю жизнь не проживешь.
А по поводу пьесы – я думаю, это очень школьное прочтение, когда трех сестер считают безусловно хорошими, а Наташу – плохой. Вы вспомните, как они «прикладывают» ее в первом действии. Как сестры были недоброжелательны к Наташе, когда она появилась в их доме…
– Вы водите детей на ваши спектакли? Что дочь и сын говорят о них?
– «Трех сестер» они еще не видели. А «Дядю Ваню», где я играю Соню, смотрели, когда Марусе было десять, а Пете шесть лет. Что они могли сказать в таком возрасте? Петю восхитило, что Паша Деревянко в роли дяди Вани стрелял в профессора. «Жаль, что не попал», – заметил сын. А Маруся была очень внимательна к нарядам и переживала, что я на сцене одета хуже всех.
– Сейчас ваши дети учатся в Лондоне, и вы с восторгом отзывались об их школе. Чем она вас так очаровала?
– Серьезным отношением к личности. И отсутствием крайностей, которыми, к сожалению, часто грешат наши учебные заведения. В лондонской школе к детям относятся объективно. Там нет пренебрежения к ученикам, и они не испытывают страха перед учителем. Но, с другой стороны, с капризами школьников никто не носится, и им не готовы разрешать все подряд потому, что родители много платят за обучение.
– Но в английской школе не уделяют достаточно времени русской классике, которая, я знаю, так дорога семье Кончаловских и Михалковых…
– Но ведь кроме русской классики есть еще и французская, и английская, и немецкая… Я, например, признаюсь, что знакома с зарубежной литературой не очень-то хорошо. Данте прочла совсем недавно. Другое дело, что вообще желание читать у детей нужно культивировать. Петю усадить за книги труднее, а вот Маруся их любит. Она читает все подряд: и Хармса, и Пушкина, и Дюма. И, что для меня особенно дорого, Дюма она читает в оригинале.
– Вы говорили, что встаете в пять утра и пробегаете каждый день около 10 км. После спектакля тоже?
– Нет, в пять я встаю, когда мне позволяет график. А в день после спектакля это, конечно, нереально – мы поздно заканчиваем. К тому же премьерные спектакли – это всегда возбуждение, после них долго не можешь успокоиться. Но я все равно стараюсь каждый день заниматься спортом.
– У вас сейчас есть планы по поводу новых ролей? Или пока вы заняты только премьерой «Трех сестер»?
– Премьера отнимает много времени. Но я сейчас еще занята организованными мной кулинарными турами. Вот как раз прилетела из Италии, там подобрались замечательные девчонки-участницы. Мы договорились, что едем в Европу дальше осваивать кухню.
– Девчонки – это ваши знакомые?
– Нет, это те, кто участвует в кулинарном туре. Но иногда так складывается, что мы друг для друга становимся «девчонками», как будто знакомы всю жизнь. Мы уже сняли для украинского канала «1+1» программу «Кулинарное путешествие по Тоскане», сейчас приступаем к съемкам «Кулинарного путешествия по Венеции». В передачах мы, в частности, делимся советами, где правильно, вкусно и недорого поесть. А еще несколько моих хороших друзей-венецианцев откроют для телезрителей секреты настоящей венецианской жизни.
– После ваших кулинарных туров курсы для похудения открывать не надо?
– Ваш вопрос очень актуален. Мы вчера как раз с девчонками смеялись, говорили, что неделю путешествуем, а потом на неделю садимся на диету. Но, знаете, я по себе замечаю: когда кулинарные мероприятия проходят на эмоциональном подъеме, на талии это не сказывается. Конечно, какая-то дисциплина нужна после того, как всего напробовался. Но я, например, никогда не жалею, если разрешила себе лишнего, когда все было вкусно. Вот если напихаться в бессознательном состоянии… Я, слава богу, лишена этого ужаса, когда, например, стресс заедают.
– У вас это качество врожденное или приобретенное?
– Я думаю, и то и другое. У меня хорошая сила воли, я дисциплинированный человек. Но и на старуху бывает проруха. И я в три утра тоже бываю у холодильника, но это случается раз в месяц – в пару месяцев. Такие редкие вольности на фигуре не отражаются. А вот если подобные случаи учащаются, тогда это ужас. Все-таки основой должно быть здоровое питание. А все отходы вправо-влево – это чтобы скучно не было.
– Вы уверенный в себе человек?
– Я думаю, у каждого человека есть моменты, когда он в себе не уверен. И любому из нас нужны любовь и поддержка. Когда есть тыл, то и самооценка поднимается, и проблемы в жизни решать легче.
Наше досье
Юлия Высоцкая родилась 16 августа 1973 года в Новочеркасске. Окончила школу в Баку, затем – актерский факультет Белорусской государственной академии искусств (1995) и Лондонскую академию музыкального и драматического искусства (1998). Работала в Белорусском национальном академическом театре им. Янки Купалы. Сейчас – актриса Театра имени Моссовета. С 2003 года ведет на НТВ передачи «Едим дома!»
и «Завтрак с Юлией Высоцкой». С 2009 года – главный редактор журнала «ХлебСоль». Высоцкая – автор кулинарных бестселлеров, общий тираж которых превысил 1,5 млн экземпляров. В 2011 году открыла в Москве ресторан «Ёрник» и основала кулинарную студию Julia Vysotskaya. Замужем за режиссером Андреем Кончаловским, воспитывает двоих детей.