Главная Культура 13:22 20 Октября 2017 3925
Голые и дерзкие

В ГМИИ позаботились, чтобы эротика Климта и Шиле не оскорбила ничьих чувств

Елена Широян

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина в рамках Года туризма Россия – Австрия открылась долгожданная выставка Густава Климта и его ученика Эгона Шиле. Творчество двух легендарных австрийцев знаменует переход от XIX века к XX-му, от сухости иллюзионизма, который нередко принимают за реализм, и от фальши салонного искусства – к изысканной декоративности модерна, прочно связанного с Климтом, и трагической остроте чувств, присущей экспрессионизму, путь к которому для Австрии открыл Шиле.

Говоря о Климте, чаще всего вспоминают знаменитые полотна вроде «Поцелуя», а у Шиле это «Смерть и девушка». Правда, немногие счастливцы видели их в оригинале, в частности в музеях Вены – «Бельведере» или музее Леопольда. Слухи о впервые предстоящем в Москве масштабном показе двух этих авторов вызвали ожидания, что привезут наконец их картины, а не только рисунки. Увы, чуда не случилось: живопись знаковых фигур венской арт-сцены столетней давности слишком популярна у туристов, чтобы покинуть «законные» места в австрийских и других музеях. Тем более, что в будущем году Вена готовится отметить столетие памяти умерших в 1918-м ведущих деятелей искусства стиля модерн (в Австрии его называют Югендстиле) – Климта и Шиле, их коллеги Колмана Мозера и архитектора Отто Вагнера. Выставки этих и других творцов модерна, которых страна считает национальным достоянием, в венских музеях объединит программа «Красота и бездна».

Чаще в путешествия «ездят» графические работы, тем паче что в наследии обоих мастеров их тысячи. Экспозиция в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ вобрала в себя почти сто листов из собрания музея «Альбертина» (Вена). Рисунки отсылают к излюбленным художниками жанрам и звучат как отголоски разных периодов их творчества: от больших композиций, как «Бетховенский фриз» Климта в здании Венского сецессиона, до замешенных на жажде самопознания с мощным сексуальным подтекстом автопортретов Шиле.

Однако публика на открытии был удивлена скромным, на грани аскетизма выбором кураторов. Этюды к живописным работам, портреты, зарисовки обнаженного женского тела, собранные в ГМИИ, не дают ощущения терпкого и всеобъемлющего эротизма – неотъемлемого компонента ауры, окружавшей двух возмутителей спокойствия утонченной, чувственной, но и чопорной Вены рубежа веков.

На недоуменные вопросы журналистов куратор выставки Виталий Мишин отвечал, что процентное соотношение различных жанров в творчестве двух художников соблюдено аккуратно, а директор «Альбертины» Клаус Альбрехт Шредер подчеркивал осознанность отбора вещей для Москвы: «Нельзя рассматривать Шиле только в эротическом аспекте». Откровеннее других высказалась директор ГМИИ Марина Лошак, признав, что материал выставки она подвергла цензуре. Возможно, сознание Марины Девовны в это время смущал тот факт, что Шиле был однажды обвинен в совращении своей несовершеннолетней подруги Валли Нейцель, а за «порнографические» рисунки даже отсидел около месяца в тюрьме, да и в целом не отличался примерным поведением. Как бы то ни было, на афише значится рекомендация: 18+.

Предвидел ли музей, что эта цифра отсечет, скажем, учеников художественных школ, которым все-таки рекомендовано смотреть виртуозные рисунки культовых художников? Думаю, да, но в ГМИИ взвесили риски и перед вернисажем, вопреки праздничному возбуждению, открыто заявили о своих страхах. Вдруг музею предъявят претензии неуемные блюстители морали, борцы против «оскорбления» всех мыслимых чувств? Слишком свежи в памяти казаки, облившие мочой эстетские «обнаженные» снимки на выставке фотографа Джека Стерджеса, и православный активист Энтео с подручными, изувечившие произведения Вадима Сидура в Манеже под предлогом их мнимого несоответствия религиозным канонам. Даже протест пенсионерки из Петербурга против установленной там копии «Давида» Микеланджело вызвал горький смех вкупе с опасениями: не запретят ли теперь в наших музеях обнаженную натуру вообще?

Самим же музейщикам не до смеха: если с родным Сидуром еще кое-как можно уладить дело, то порча привозных шедевров обернется астрономическими суммами страховых выплат. Цифры по традиции не оглашаются, но их многомиллионный вес ни для кого не секрет.

Похоже, эффект «Матильды» грозит парализовать нашу художественную жизнь, превратив цензуру из официально запрещенной в негласно поощряемую. Из 2017-го стоило бы оглянуться на десяток лет назад, когда в Москве беспрепятственно показывали дерзкие фотографии Роберта Мэпплторпа и Хельмута Ньютона, хулиганистые работы дуэта Пьер и Жиль, либо совсем недавно в том же ГМИИ – пронизанные эротизмом рисунки Обри Бердслея. Можно вспомнить и возвращение к зрителю классика фотоискусства пикториалиста Александра Гринберга, в начале 1930-х за «обнаженку» обвиненного в порнографии и получившего тюремный срок. Хотя в ту же эпоху наши эмансипированные бабушки и прабабушки принципиально отказывались от «штампа в паспорте» с нашими же дедушками, с коими проживут долго и счастливо, считая буржуазным предрассудком институт брака, обряд венчания и обручальное кольцо.

Спустя сто лет после 1917-го мы стесняемся вспомнить, что именно в России произошла не только социальная, но и сексуальная революция, о которой в ханжеские годы «зрелого» сталинизма накрепко забыли.

Тем более странно, что в XXI веке мы, пусть и не все из нас, крепко вцепились в такие представления об искусстве, которые под стать патриархальным крестьянам, противившимся введению картофеля. Или буржуа Англии, восстававшим против чувственности портретов прерафаэлитов, или французам, оплевывавшим «Олимпию» и «Завтрак на траве» гениального Мане.

Уж если говорить всерьез, эротика в искусстве уходит в толщу веков, к «палеолитической Венере». А примеры борьбы за «нравственность» касаются авторов, позднее признанных великими. Случаи «оскорбления чувств верующих» возникали еще в ренессансной Европе. Обыватели чинного Базеля негодовали, когда Ганс Гольбейн-младший в культовом ныне алтарном образе «Мадонна бургомистра Мейера» (иначе – «Дармштадтская мадонна») придал Деве Марии облик красавицы куртизанки Магдалены фон Оффенбург. Другая Мадонна, самая знаменитая – «Сикстинская», как и таинственная «Дама под покрывалом», написана Рафаэлем с его любовницы, легкомысленной девицы с ангельским лицом Маргариты Лути; за ней закрепилась слава куртизанки, чья беспорядочная жизнь ускорила кончину великого живописца. Столь же «кощунственно» флорентинец Филиппино Липпи срисовал Мадонну с девушки, которую похитил из монастыря. Но самый, возможно, громкий скандал связан с главным enfant terrible Италии – Караваджо. Для римского храма Санта-Мария делла Скала ему заказали алтарный образ «Успение Богоматери», и художник, писавший только с натуры, по легенде, использовал труп утопленницы-проститутки, выловленный в Тибре. Шокированные прелаты отказались оплатить картину, и не сгинула она лишь благодаря заступничеству Рубенса, уговорившего герцога Гонзаго ее купить. Ныне это шедевр, которым гордится Лувр. Таких историй много, а уж обнаженных художники веками писали отнюдь не с самых благонравных дам – почтенные матроны и целомудренные девицы позировать не могли под страхом осуждения.

Удивительно, неужели в атомно-цифровой век ГМИИ готов сдаться перед ханжески настроенным обывателем?

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5034
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4287
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...