«Автограф времени» — довольно точное обозначение для сохранившихся старых вещиц, которые помогают достоверно узнать подробности того, как жили наши предки в разные исторические периоды. Среди наиболее распространенных таких автографов — пуговицы. Они переходят по наследству следующим поколениям в недрах бабушкиных сундуков, их частенько поднимают из раскопов археологи... О чем же могут рассказать столь немудреные предметы быта?
В Европе первыми стали использовать пуговицы древние греки. Их воины еще 2500 лет назад приспосабливали такие штуковины для закрепления ремней на своих «мундирах». Постепенно «греческие застежки» распространились и в других странах Старого Света. Англичане стали называть их button, «бутон» — за внешнее сходство с не распустившимся еще цветком: ведь старинные пуговицы делали именно в виде шариков, похожих на цветочные бутоны.
Чем больше, тем шикарнее
На протяжении довольно долгого времени подобные приспособления для застегивания оставались чисто мужским аксессуаром. Состоятельные представители сильной половины человечества вовсю украшали камзолы кругляшами, отделанными зачастую еще и драгоценными камнями. А вот женщины на первых порах отказывались использовать «бутоны» для своих нарядов, предпочитая им старые добрые заколки и булавки. Лишь позднее дамы переняли у кавалеров привычку к пуговицам.
В период средневековья такие застежки попали из Западной Европы в Московию. Наши предки пользовались тогда пуговицами трех типов: шарообразными «бутонами», стерженьками-«кляпышами» и плоско-выпуклыми.
Материалом для изготовления «бутонов» в старину служили драгоценные металлы и камни, кость, медные и оловянные сплавы, дерево, перламутр, хрусталь... В зависимости от того, для какой одежды предназначались пуговицы, размер их мог значительно варьироваться: самые мелкие — с горошину, а самые крупные — с куриное яйцо. Среди дворян и богатых посадских людей пользовались популярностью серебряные пуговицы, считавшиеся большой ценностью. Их бережно хранили, перешивали с одного наряда на другой, передавали по наследству, включали в приданое невесты.
На протяжении долгих десятилетий пуговицы были едва ли не главным элементом украшения одежды — их нашивали по принципу «чем больше, тем шикарнее». На парадных одеждах тогдашних знатных персон можно было насчитать по несколько сотен декоративных пуговок, прикрепленных сплошными рядами на рукавах — от локтя до манжета, на груди — от воротника до пояса. Капризы моды привели даже к тому, что некоторые наиболее продвинутые представительницы высшего света стали заказывать у портных цвет и сорт материи для платья под конкретный набор эксклюзивных пуговиц!
Защита от злых сил
Благодаря нововведениям Петра Великого пуговицы в России приобрели особое значение: они стали обязательным атрибутом мундира для офицеров, солдат, чиновников. Между прочим, существует версия, что государь Петр Алексеевич издал указ, согласно которому следовало обязательно пришивать несколько оловянных пуговиц к обшлагам солдатских мундиров — специально для того, чтобы отучить своих некультурных «ванек» от вековой крестьянской привычки вытирать рукавом нос или рот после еды (металлические «бутоны» этой процедуре изрядно мешали).
А уже со времен императора Николая I в стране получили большое распространение пуговицы с рельефным рисунком-чеканом. В войсковых частях, в государственных ведомствах и учреждениях, в учебных заведениях были введены мундиры, на которые нашивали пуговицы с особым изображением. Например, у моряков это был якорь, у лесничих — дубовые листья, у студентов Академии художеств — лира...
С 1 декабря 1831 года для мундиров губернаторов и губернских чиновников высшего ранга ввели золотые и позолоченные пуговицы с гербами губерний. А тремя годами позже были узаконены особые пуговицы для мундиров преподавателей и учащихся гимназий и училищ.
— В русском языке слово «пуговица» имеет один корень со словом «пугать», — рассказывает знаток «пуговичного дела» Андрей Дмитриев. — Подобное совпадение многие исследователи считают неслучайным и объясняют такое родство тем, что у наших предков пуговица выполняла функцию оберега — защищала своего хозяина от злых сил. Под эту роль даже изготавливались «бутоны» особой конструкции. Их делали полыми и внутрь вкладывали, например, круглый камешек. Получалась такая застежка-бубенчик, которая при движении человека звякала, отпугивая враждебных духов.
Полые пуговицы — медальоны «с секретом», похожие на древнеславянские обереги, стали очень распространены в Европе в начале XIX века. А потом эту конструкцию взяли на вооружение разведчики, которые в пуговичных тайниках хранили свои секретные записи.
Эмилио — первый филобутонист
В XIX веке среди провинциальных девушек в Англии, в Америке существовал обычай: нанизывать самые красивые и необычные пуговицы на длинные «нити любви». Согласно поверью, после того, как количество пуговиц на нити достигло тысячи, барышня обязательно должна встретить своего суженого. После свадьбы, естественно, такие «снизки» хранились в качестве семейной реликвии, и некоторые из них даже уцелели до нашего времени.
Разнообразие материалов, размеров, форм, расцветок пуговиц, созданных в мире за несколько тысячелетий, не поддается даже приблизительному подсчету. А потому предметы эти будто специально предназначены для коллекционирования. Однако подобное увлечение возникло в мире сравнительно недавно. Тех, кто занимается собиранием коллекций пуговиц, называют филобутонистами.
Первым в истории филобутонистом считается житель Нью-Йорка Л. Эмилио, который начал коллекционировать пуговицы с военных униформ еще в 1863 году. Сейчас это хобби на подъеме, им увлекаются во многих странах. У нынешних собирателей-рекордсменов собрано по
И так бывало
Древнейшие из обнаруженных застежек для одежды, которые по виду напоминают пуговицы, датируются III тысячелетием до н. э. Ученые предполагают, что авторами этого полезного приспособления стали представители восточных народов, обитавших по берегам Инда. Именно в тех краях археологи обнаружили самую старую пуговицу.
***
Французский король Генрих III прославился на «пуговичном поприще», приказав изготовить для своего очередного наряда 216 серебряных пуговиц, имеющих вид черепа.
***
В числе самых знаменитых и дорогих пуговиц — так называемые инаугурационные пуговицы Джорджа Вашингтона, которые были выпущены в ограниченном количестве. Они предназначались специально для отделки парадных сюртуков и мундиров участников торжественных церемоний вступления на пост президента этого американского политика. На «вашингтоновских» пуговицах были изображены американский гербовый орел, инициалы нового президента и его портрет. Их изготавливали вручную из серебра, меди, цинка. До нашего времени сохранилось лишь около двух десятков таких пуговиц.
***
Пуговицы-«парадоксы» можно было встретить в годы Великой Отечественной: само их существование стирало грань между социализмом и капитализмом. С виду заурядная металлическая пуговица с советской военной формы старого образца — пятиконечная звезда, серп и молот... А на обратной стороне оттиснута надпись на английском: «Сделано в Чикаго». Оказывается, партии специально изготовленных в Америке по заказу СССР форменных советских пуговиц во время войны доставляли нам в числе прочих товаров, шедших по ленд-лизу.
***
Несколько лет назад некий коллекционер выложил 6 тысяч долларов на аукционе за одну-единственную эксклюзивную пуговку, изготовленную в XVIII веке.
***
Когда знаменитый кинорежиссер Сергей Бондарчук начал в 1965 году съемки фильма «Война и мир», для массовых батальных сцен были по спецзаказу пошиты тысячи мундиров, стилизованных под настоящую армейскую форму начала XIX века. Для этих мундиров московская фабрика «Госштамп» изготовила отдельную партию форменных пуговиц с отчеканенными на них императорскими орлами. Рисунок их был сделан обобщенным и не воспроизводил в точности ни одну из реальных пуговиц с военной формы того времени. Тем не менее, такая бутафория тоже представляет интерес для некоторых коллекционеров.