Главная Культура 09:57 20 Апреля 2012 2224
Кшиштоф Занусси: «Меня пугают женщины с ножом»

В своем новом фильме знаменитый режиссер собирается бороться с агрессивным феминизмом

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Сегодня в Москве стартует фестиваль польского кино «Висла», в рамках которого пройдет ретроспектива лучших фильмов Кшиштофа Занусси — режиссера, который хорошо известен и в нашей стране. В советское время его фильмы «Структура кристалла», «Квартальный отчет», «Защитные цвета» с успехом шли в нашем прокате. Лет десять назад он победил на ММКФ с лентой «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». В последние годы Занусси часто ставит спектакли на российской сцене. Недавно в Театре на Таганке прогремела премьера «Король умирает» в его постановке. Тогда наш обозреватель поговорил с прославленным режиссером.

— Пан Кшиштоф, вы человек европейски образованный и, как мне кажется, во многом ориентированный на западноевропейские ценности. Что для вас в этом контексте значит русская культура?

— Про Россию и Польшу часто говорят, что мы близкие страны, что наши народы похожи. Но это не совсем так. Европа, в том числе и Польша, выросла из латинской цивилизации, а у России — мощные византийские, православные корни. Это нас и разводит, и сближает, ибо культура — те легкие, которыми дышат народы, а одного легкого для полноценного дыхания мало. Поэтому наш диалог длится уже много веков. К сожалению, на протяжении 70 лет он был заморожен. Но сегодня Европа как никогда нужна России, а Россия — Европе. Нам надо много важных вещей друг другу напомнить, освежить наши отношения. Это если отвечать на ваш вопрос с общефилософских позиций. А на уровне моих личных предпочтений великая русская литература всегда была важной частью того, что я читал, над чем размышлял. С юности люблю Тургенева, Чехова. Мне близок Толстой — непревзойденный эпик. А вот к Достоевскому отношусь с огромным уважением, считаю его одним из гениев мировой литературы наравне с Шекспиром и Данте, но он для меня немножко чужой.

— Почему?

— Потому что я западник и воспитан на Аристотеле. А Достоевский — на Платоне. Это другое отношение к реальности и идеалу, к жизни и смерти, к собственности и еще к тысяче вещей. Но в этом для меня и есть настоящее богатство литературы. Богатство жизни.

— Кроме Польши вы снимали в Германии, Франции, Италии, но, по-моему, не сделали ни одного фильма в России.

— Я сделал такой фильм, вы просто не обратили на это внимания. Имею в виду картину «Персона нон грата» с Никитой Михалковым в одной из главных ролей, эту ленту я частично снимал в России. Сейчас у меня вызрел новый замысел. Надеюсь, что найду финансовую поддержку в вашем Министерстве культуры, чтобы сделать совместный фильм. Это будет картина — не смейтесь — в защиту женщин от феминисток. Я делаю различие между «хорошим» феминизмом и «плохим» — подобно тому, как есть различие между «хорошим» и «вредным» холестерином. Я против плохого холестерина и, соответственно, против плохого феминизма, который хочет женщину сделать хуже мужчины — еще более жесткой, эгоистичной, сориентированной на карьеру. Вот на эту тему я и хочу слегка поиронизировать.

— Вы считаете, что тема феминизма актуальна для нынешней России?

— Сейчас это поветрие и к вам приходит. В современных офисах я вижу поколение женщин, скажем так, с ножом в зубах. Мне жаль, что они тем самым зачастую разрушают и уж точно обедняют свою жизнь.

— В числе своих любимых режиссеров вы неизменно называете Бергмана, Брессона, Феллини, Бунюэля, Пазолини: Для русских имен в этом почетном списке есть место?

— Есть. Более того, я уже много лет борюсь за то, чтобы считать классиком первого ряда Григория Чухрая, автора фильмов «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»: В советском кино он для меня — фигура номер один, разумеется, после Тарковского, который принадлежит всему миру. Чухрай для меня — гораздо более интересная фигура, чем Эйзенштейн и Пудовкин, к которым я тоже отношусь с уважением. Но они из другой эпохи. А в хрущевские времена я никого рядом с Чухраем поставить не могу. Хотя в «оттепель» появилось много талантливых режиссеров. И сейчас они в русском кино тоже есть. Недавно я посмотрел фильм «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, который меня потряс. Я показываю этот фильм своим студентам как образец высокого мастерства и законченного авторского высказывания.

— А как вам «Фауст» Сокурова, которого, я знаю, вы видели на фестивале российского кино в Варшаве?

— Это очень интересная и высокопрофессиональная картина, но такого душевного отзвука, как «Жила-была одна баба», она у меня не вызывает. Дело в том (улыбается), что я немножко дружу с господином Гете, а философии Гете в этом фильме не так уж много. Это чисто сокуровское прочтение книги. Он имеет на него право, но мне это не очень близко.

— Как обстоят сегодня дела в польском кино, которое мы любим за фильмы Вайды, Занусси, Кеслевского?

— Ищите ответ на фестивале «Висла». Что касается моих оценок, то я могу сказать: польское кино находится сегодня на подъеме. Появилось много молодых режиссеров, которые снимают талантливое, живое кино. Многие наши картины пользуются огромным успехом у польской публики. Например, последняя лента Агнешки Холланд «В темноте», которая номинировалась на «Оскар». Она посвящена теме холокоста. По всей логике, эта картина должна была сгинуть в пучине кинопроката. Но ее в Польше пришло посмотреть более миллиона зрителей. Такие показатели привычны для боевиков, а не для трудной военной картины. Но наши зрители рассмотрели и оценили в ней тонкий психологизм, человечность.

— Я знаю, что, будучи по образованию философом, вы иногда читаете научные доклады на темы типа «Боль и счастье», «Забыть-простить». Могли бы сейчас прочитать небольшой доклад «Успех-неуспех» на примере вашего творчества?

— Я часто размышляю об этих материях, и не только на примере моих фильмов, а на примере других людей, которых я не без оснований подозревал в гениальности. А их по иронии судьбы не заметили. Или заметили слишком поздно. Жизнь — опасная игра. Это рулетка, в которой не так уж много номеров выигрывает. И в поединке с ней очень легко проиграть. Или выиграть после смерти, но это уже запоздалая радость. Успех — огромный импульс для того, чтобы идти дальше. Мне в этом смысле повезло: моя первая картина «Структура кристалла» была успешной, получила призы на фестивалях. И это дало мне крылья.

— И все же: Вы научились отличать свои победы от поражений?

— Вы знаете, я не пережил того, что именуют страшным провалом. У меня были работы получше и похуже, но не было ни одной картины, за которую мне было бы стыдно. Это уже счастье. А в остальном у меня все как у людей: где-то повезло, где-то не повезло, где-то подставился под огонь, и по мне стреляли: Например, два года назад в Польше мне присудили одно из почетных званий, и в это самое время на улице против меня была организована феминистская демонстрация. На нее вышло всего пять женщин, но для телевидения это уже событие, есть о чем снимать сюжет. Кому, в самом деле, интересно то, что режиссер удостоился очередной регалии? А вот то, что несколько феминисток выступили против Занусси, — это в глазах общественности стало моим поражением.

— В одном вашем интервью я встретил такую фразу: «Мои лучшие сценарии не были поставлены». Это действительно так?

— Боюсь, что так. В 80-е годы, работая на Западе, я вложил огромные силы в подготовку четырех высокобюджетных исторических картин. Сценарии были приняты к работе, какое-то время полежали на студиях, и тут возник бум фэнтези. Время серьезных исторических картин в стиле, условно говоря, Лукино Висконти, на которые я внутренне ориентировался, безвозвратно ушло.

— Тем не менее вы поставили 50 фильмов, 30 спектаклей, а ведь есть еще книги, лекции, мастер-классы, которые вы даете по всему миру. Когда вы все успеваете? Может, спите по три часа в сутки?

— Огорчу вас: я обожаю поспать. Но когда просыпаюсь, то обнаруживаю, что мне нечем заняться. И начинаю писать сценарии и книги, ставить фильмы и спектакли. А если без шуток, то я, наверное, просто организованный человек. Так меня еще в детстве воспитал отец. Я родился перед Второй мировой вой-ной в Варшаве, оно ведь могло по-всякому случиться. Но вот спустя 72 года я сижу перед вами. И радуюсь, что живу, размышляю, улыбаюсь новому дню. И эта радость претворяется у меня в желание работать. ?

Резюме «Труда»

Кшиштоф Занусси, кинорежиссер

Родился в Варшаве в 1939 году.

Учился в Лодзинской киношколе, окончил в 1966-м.

Снял фильмы «Структура кристалла» (1969), «Семейная жизнь» (1971), «Константа» (1980), «Год спокойного солнца» (1984), «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» (2000) и другие.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9634
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7241
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?