Сегодня в Москве стартует фестиваль польского кино «Висла», в рамках которого пройдет ретроспектива лучших фильмов Кшиштофа Занусси — режиссера, который хорошо известен и в нашей стране. В советское время его фильмы «Структура кристалла», «Квартальный отчет», «Защитные цвета» с успехом шли в нашем прокате. Лет десять назад он победил на ММКФ с лентой «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». В последние годы Занусси часто ставит спектакли на российской сцене. Недавно в Театре на Таганке прогремела премьера «Король умирает» в его постановке. Тогда наш обозреватель поговорил с прославленным режиссером.
— Пан Кшиштоф, вы человек европейски образованный и, как мне кажется, во многом ориентированный на западноевропейские ценности. Что для вас в этом контексте значит русская культура?
— Про Россию и Польшу часто говорят, что мы близкие страны, что наши народы похожи. Но это не совсем так. Европа, в том числе и Польша, выросла из латинской цивилизации, а у России — мощные византийские, православные корни. Это нас и разводит, и сближает, ибо культура — те легкие, которыми дышат народы, а одного легкого для полноценного дыхания мало. Поэтому наш диалог длится уже много веков. К сожалению, на протяжении 70 лет он был заморожен. Но сегодня Европа как никогда нужна России, а Россия — Европе. Нам надо много важных вещей друг другу напомнить, освежить наши отношения. Это если отвечать на ваш вопрос с общефилософских позиций. А на уровне моих личных предпочтений великая русская литература всегда была важной частью того, что я читал, над чем размышлял. С юности люблю Тургенева, Чехова. Мне близок Толстой — непревзойденный эпик. А вот к Достоевскому отношусь с огромным уважением, считаю его одним из гениев мировой литературы наравне с Шекспиром и Данте, но он для меня немножко чужой.
— Почему?
— Потому что я западник и воспитан на Аристотеле. А Достоевский — на Платоне. Это другое отношение к реальности и идеалу, к жизни и смерти, к собственности и еще к тысяче вещей. Но в этом для меня и есть настоящее богатство литературы. Богатство жизни.
— Кроме Польши вы снимали в Германии, Франции, Италии, но,
— Я сделал такой фильм, вы просто не обратили на это внимания. Имею в виду картину «Персона нон грата» с Никитой Михалковым в одной из главных ролей, эту ленту я частично снимал в России. Сейчас у меня вызрел новый замысел. Надеюсь, что найду финансовую поддержку в вашем Министерстве культуры, чтобы сделать совместный фильм. Это будет картина — не смейтесь — в защиту женщин от феминисток. Я делаю различие между «хорошим» феминизмом и «плохим» — подобно тому, как есть различие между «хорошим» и «вредным» холестерином. Я против плохого холестерина и, соответственно, против плохого феминизма, который хочет женщину сделать хуже мужчины — еще более жесткой, эгоистичной, сориентированной на карьеру. Вот на эту тему я и хочу слегка поиронизировать.
— Вы считаете, что тема феминизма актуальна для нынешней России?
— Сейчас это поветрие и к вам приходит. В современных офисах я вижу поколение женщин, скажем так, с ножом в зубах. Мне жаль, что они тем самым зачастую разрушают и уж точно обедняют свою жизнь.
— В числе своих любимых режиссеров вы неизменно называете Бергмана, Брессона, Феллини, Бунюэля, Пазолини: Для русских имен в этом почетном списке есть место?
— Есть. Более того, я уже много лет борюсь за то, чтобы считать классиком первого ряда Григория Чухрая, автора фильмов «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»: В советском кино он для меня — фигура номер один, разумеется, после Тарковского, который принадлежит всему миру. Чухрай для меня — гораздо более интересная фигура, чем Эйзенштейн и Пудовкин, к которым я тоже отношусь с уважением. Но они из другой эпохи. А в хрущевские времена я никого рядом с Чухраем поставить не могу. Хотя в «оттепель» появилось много талантливых режиссеров. И сейчас они в русском кино тоже есть. Недавно я посмотрел фильм
— А как вам «Фауст» Сокурова, которого, я знаю, вы видели на фестивале российского кино в Варшаве?
— Это очень интересная и высокопрофессиональная картина, но такого душевного отзвука, как «
— Как обстоят сегодня дела в польском кино, которое мы любим за фильмы Вайды, Занусси, Кеслевского?
— Ищите ответ на фестивале «Висла». Что касается моих оценок, то я могу сказать: польское кино находится сегодня на подъеме. Появилось много молодых режиссеров, которые снимают талантливое, живое кино. Многие наши картины пользуются огромным успехом у польской публики. Например, последняя лента Агнешки Холланд «В темноте», которая номинировалась на «Оскар». Она посвящена теме холокоста. По всей логике, эта картина должна была сгинуть в пучине кинопроката. Но ее в Польше пришло посмотреть более миллиона зрителей. Такие показатели привычны для боевиков, а не для трудной военной картины. Но наши зрители рассмотрели и оценили в ней тонкий психологизм, человечность.
— Я знаю, что, будучи по образованию философом, вы иногда читаете научные доклады на темы типа «Боль и счастье», «
— Я часто размышляю об этих материях, и не только на примере моих фильмов, а на примере других людей, которых я не без оснований подозревал в гениальности. А их по иронии судьбы не заметили. Или заметили слишком поздно. Жизнь — опасная игра. Это рулетка, в которой не так уж много номеров выигрывает. И в поединке с ней очень легко проиграть. Или выиграть после смерти, но это уже запоздалая радость. Успех — огромный импульс для того, чтобы идти дальше. Мне в этом смысле повезло: моя первая картина «Структура кристалла» была успешной, получила призы на фестивалях. И это дало мне крылья.
— И все же: Вы научились отличать свои победы от поражений?
— Вы знаете, я не пережил того, что именуют страшным провалом. У меня были работы получше и похуже, но не было ни одной картины, за которую мне было бы стыдно. Это уже счастье. А в остальном у меня все как у людей:
— В одном вашем интервью я встретил такую фразу: «Мои лучшие сценарии не были поставлены». Это действительно так?
— Боюсь, что так. В
— Тем не менее вы поставили 50 фильмов, 30 спектаклей, а ведь есть еще книги, лекции,
— Огорчу вас: я обожаю поспать. Но когда просыпаюсь, то обнаруживаю, что мне нечем заняться. И начинаю писать сценарии и книги, ставить фильмы и спектакли. А если без шуток, то я, наверное, просто организованный человек. Так меня еще в детстве воспитал отец. Я родился перед Второй мировой
Резюме «Труда»
Кшиштоф Занусси, кинорежиссер
Родился в Варшаве в 1939 году.
Учился в Лодзинской киношколе, окончил в
Снял фильмы «Структура кристалла» (1969), «Семейная жизнь» (1971), «Константа» (1980), «Год спокойного солнца» (1984), «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» (2000) и другие.