Главная Культура 19:03 19 Ноября 2015 3573
Юрий Дуров: «Русский цирк выживет, даже если Росгосцирк исчезнет»

В эти дни исполняется полвека творческой деятельности известного представителя легендарной цирковой династии

Александр Славуцкий

Первая запись в трудовой книжке будущего народного артиста России, дрессировщика и художественного руководителя Уголка дедушки Дурова Юрия появилась 50 лет назад. За полвека насыщенной творческой деятельности Юрий Юрьевич прошел очень большой путь. Сейчас, наверное, и не сосчитать, сколько номеров он подготовил, в каком количестве программ выступил. Со своими животными, среди которых были, слоны, гепарды, морские львы, обезьяны и многие, многие, другие дрессировщик объехал весь Советский Союз и некоторые страны Европы.

— Юрий Юрьевич, а ведь на самом деле ваш стаж больше полувека. На манеж вы впервые вышли в шестилетнем возрасте.

— Действительно, в том новогоднем спектакле, поставленным моим отцом, злые силы превращали большого артиста Дурова в маленького, вместо папы в том же самом костюме на манеж выходил я, потом появлялся добрый старик Хоттабыч и превращал маленького артиста в большого. После того я продолжал выходить на манеж в качестве ассистента, а 50 лет назад, 23 ноября 1965 года, меня официально зачислили на работу, назначили небольшой оклад, и в 11 лет я стал полноправным сотрудником Союзгосцирка.

— Кто был вашим первым выдрессированным питомцем?

— Помните кадр из фильма «Цирка», когда зрители в зале задают пример, а собака приносит табличку, на которой написан ответ? У меня был такой же номер с немецким догом по имени Пурш. Первое выступление было незабываемым. Я вышел на середину манежу и дрожащим от волнения голосом на одной ноте произнес заученный текст, который помню до сих пор. Оказалось, Пурш перенервничал не меньше моего. Публика задала ему вопрос, а он сел на манеж и наложил кучу. Я растерялся еще больше, а зал начал смеяться. Обычно все ЧП на манеже скрашивают своими шутками клоуны. Клоун вышел и сказал фразу, от которой зал просто взорвался: «Пуршик, ты что простудился, что ли?» Вот такой был мой дебют в роли дрессировщика. А вскоре у меня появилась шимпанзе Моника, попавшая ко мне совсем молоденькой.

— Наверняка, и с Моникой были памятные случаи?

— Обезьянка шла по барьеру манежа, в первый ряд мы сажали артиста, изображавшего зрителя, который уверен, что в цирке может делать что угодно. Он бил ее газетой, а Моника останавливалась, поворачивалась к нему и стучала себя кулаком по голове: «Мол, с головой у тебя все в порядке?» Обезьяна была не очень доброй, признавала только меня, поэтому я держал Монику на поводке и всегда очень осторожно вел ее по барьеру. И вдруг вижу, что в первом ряду сидит женщина с цветами, и Моника встречается с ней раньше, чем с артистом на подсадке. И вот когда мы проходили мимо, женщина с цветами поднялась и протянула букет Монике. Остановить ее никто не успел, я был в ужасе, не знал, чего ожидать. Моника могла ее укусить или поцарапать до крови, но то, что произошло дальше, меня поразило. Обезьяна взяла цветы, вытянула свои губы и чмокнула ее руку. С этим букетом пошла дальше, и когда постучала себе по голове напротив человека с газетой, получилось законченное произведение.

Затем в течение нескольких лет я выступал с различными фрагментами папиного аттракциона. То со слонами, то с лисицами и петухами, то со страусами и пони, то с голубями. Когда мне было 14 лет, папа уехал на съемки фильма «Освобождение», где он играл роль Черчилля, и десять дней я работал без него. Так я начал работать со всем аттракционом моего отца. Через три года папы не стало и мне пришлось полностью взять на себя руководство аттракционом.

— Последние годы своей работы в цирке вы выступали со слонами. А первой в своей карьере на манеж вы вели слониху Лилю. Наверняка имеется немало забавных воспоминаний, связанных с ней.

— Лилька работала хорошо, но была недисциплинированной. Если что-то ей не нравилось, она убегала с манежа. Очень смешной случай был в Донецке. Мы выступали с новогодним представлением. Каждый артист исполнял роль сказочного персонажа. И вдруг Лильку что-то напугало, она выбежала с манежа в застеклённое фойе, пробила на ходу стекла и выскочила на улицу. На площади перед цирком стояла большая новогодняя елка, гуляли горожане. И тут, только представьте себе картину, выскакивает слон, за ним Хоттабыч, Дед Мороз, Карабас, Бармалей. Так мы два раза пробежали вокруг елки, затем Лиля замерзла и через тот же пролом забежала обратно в цирк. Край манежа не являлся для нее психологическим барьером, поэтому такие эпизоды случались неоднократно. Также ЧП происходили и во время ее перевозки из цирка в цирк. Сейчас появились специальные автобусы, а раньше слонов пешком вели на вокзал или с вокзала, в лучшем случае впереди ехала машина ГАИ с мигалкой. Из трех моих слонов единственную Лилю мы приковывали за ногу цепочкой к машине, чтобы не дать ей убежать в город, и все равно она иногда умудрялась убегать. Особенно запомнился ее побег в Кемерово. Она убежала в частный сектор, состоявший из небольших деревянных двориков, и оказалась во дворе, где парень романтически прощался с девушкой. Вы представляете эту картину — Кемерово, зима, градусов 30 мороза, парень пытается поцеловать девушку, и в этот момент во двор вбегает слон.

— А есть ли у вас номера, которыми вы гордитесь особо?

— Да, например, тот, где я впервые за историю русского цирка вывел на манеж жирафа, на целых пять дней опередив Славу Бегбуди (Вячеслав Бегбуди — представитель цирковой династии Бегбуди-Ходжаевых. — «Труд»). У меня есть авторские трюки, которые до сих пор никто в цирке не повторил. Например, номер с морским львом, жонглирующим двумя мячами. А в другом номере морской лев бил по подкидной доске с мячом. Мяч взмывал вверх, а животное бежало по манежу и ловило его. Большой популярностью пользовался номер, в котором под «Аве Мария» Шуберта морской лев шел через лестницу треугольной формы, балансируя на носу канделябрами со свечами, потом отдавал мне подсвечник и забирался на тумбу. Когда он там усаживался, я подносил свечи, и с последними звуками музыки он их задувал. Также я горжусь и тем, что был первым в нашем цирке, кто подготовил аттракцион с гепардами без клетки и ошейников. Гепарды — очень дорогие, капризные и сложные в плане дрессуры кошки, но зато очень красивые. На мой взгляд, гораздо красивее, чем леопард или ягуар.

— Помню, еще лет 10 назад вы работали в цирке со своим номером, я видел ваше выступление в цирках Никулина и на проспекте Вернадского, а сейчас вы сидите в кресле директора. Это совсем другая жизнь, не кажется ли она вам более скучной?

— Если бы я только сидел в кресле директора, то, наверное, сошел бы с ума от скуки. Дело в том, что у нас в штатном расписании нет должности директора, поэтому мне приходится совмещать работу художественного руководителя и с общехозяйственным управлением театром. Меня очень раздражает, когда приходится в день подписывать по двести бумажек, начиная от памперсов для обезьянок и кончая гвоздями для цеха мастерских, но главная моя работа — творческое руководство театром, а творчество никогда не может быть скучным.

Наш театр имеет свою специфику. Когда пишу очередной сценарий, я, например, учитываю, что слон может выйти только из центрального прохода, а не из бокового. Понимаю, кто должен выйти за слоном следом, как развести животных за кулисами. Можно пригласить известного сценариста, он напишет пьесу, возможно, лучше меня, но поставить ее будет невозможно. А у меня это получается. За годы моего руководства интерес зрителей к нашему театру возрос, и я думаю, именно потому, что мы ставим полноценные спектакли.

— Не могу не спросить о вашем отношении к конфликту, сотрясающему сейчас Росгосцирк.

— Я так много за последние месяцы комментировал эту ситуацию, что руководство Росгосцирка уже видит в моем лице серьезного врага. Хотя напрасно, потому что делить мне с ними нечего. Просто очень переживаю за цирк, а они делают ошибку за ошибкой, небрежно относятся к артистам, которых я очень люблю и уважаю. Меня возмущает, что человек, пришедший в Росгосцирк со стороны, не просто спокойно относится к тому, что народные артисты покидают компанию, а еще и подталкивает их к этому. Создается впечатление, что это засланный казачок, перед которым поставлена кем-то задача разрушить веками формировавшееся отечественное цирковое искусство.

— Компанию покинули представители династий Запашных, Нестеровых, Майхровских, Филатовых. Сможет ли Росгосцирк выжить после этого?

— Росгосцирк, возможно, не сможет, а русский цирк выживет, потому что эти династии найдут способ доносить свое искусство до зрителя. Например, сейчас они оказались вынуждены сами стать и прокатчиками своих программ. Они приходят со своей программой в родной цирк, построенный, между прочим, на деньги, заработанные несколькими поколениями цирковых артистов, и там им в выставляют такую сумму за аренду, что оказывается проще проехать две трамвайные остановки и арендовать дворец спорта, где пять тысяч мест, а не полторы, как в цирке, и заработать больше денег. Жаль только, что цирк в это время будет пустовать или показывать какую-нибудь плохую программу...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9397
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7115
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?