Главная Культура 00:29 19 Июня 2015 3551
В жанре хулиганской комедии

Режиссер Андрей Прошкин представляет свою новую киноленту «Орлеан», вошедшую в конкурсную программу ММКФ

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Основной интерес на открывающемся сегодня Московском международном кинофестивале, как водится, будет прикован к конкурсной программе, где среди 12 картин три фильма представляют Россию. В том числе «Орлеан» в постановке Андрея Прошкина. Это уже второе участие известного кинорежиссера в конкурсе ММКФ. Несколько лет назад его фильм «Орда» получил здесь приз за режиссуру.

— Андрей, почему вы вновь решили отдать свой фильм на Московский фестиваль, а не попытали счастья на зарубежных киносмотрах?

— Потому что участие в ММКФ — хороший старт для того, чтобы вызвать интерес к своей работе в России. «Орлеан» — картина, ориентированная прежде всего на российского, а не на зарубежного зрителя. Как, к слову, и «Орда». Она получила известность на ММКФ, потом был неплохой для картин такого рода прокат в стране, призы на других кинофорумах, премии «Ника» и «Золотой орел». Посмотрим, что будет с «Орлеаном»...

— Ваш фильм, кроме съемочной группы и отборочной комиссии ММКФ, пока никто не видел. Но слухами земля полнится. Приходилось уже читать, что «Орлеан» сравнивают с картинами братьев Коэн, «Синим бархатом» Дэвида Линча, кинофантазиями Тима Бертона...

— Тут, кажется, возникло некоторое недопонимание. Один из наших продюсеров Игорь Мишин действительно упомянул «Орлеан» в таком контексте. Но он не сравнивал нашу ленту с фильмами корифеев, а имел в виду лишь прокатную нишу. А она и впрямь ориентирована на зрителей, которые любят не бытовое, не жизнеподобное, а, скажем так, специфическое жанровое кино, способное тем не менее доставлять удовольствие.

— Что за диковинный жанр вы изобрели?

— Жанр сложный, не поддающийся однозначному определению. «Орлеан» — серьезная, даже мрачноватая морализаторская притча о сегодняшнем дне, но сделанная в жанре гротескной и даже хулиганской комедии. Это сочетание высокого и низкого жанров кажется мне весьма интересным и плодотворным. Мы ведь живем с вами в странное время. В нем много элементов абсурда, треша, поэтому мне кажется, что эклектичное сочетание в нашем фильме всевозможных жанровых кубиков, приправленное налетом абсурдизма, уже само по себе замечательно описывает и характеризует нашу эпоху. Я видел одну из первых сборок картины Василия Сигарева «Страна Оз», так вот, мне показалось, что мы с ним, а не с Тимом Бертоном движемся в одном направлении. Не знаю, впрочем, согласится ли со мной Сигарев.

— С жанром отчасти разобрались. А что касается сути?

— Фильм — это же не газетная статья, а художественное произведение, которое при просмотре вызывает у каждого зрителя свои ассоциации. Это не лучшая идея, когда авторы начинают рассказывать: мы снимали про то, хотели поведать про это... Я никогда не любил таких наводок, подсказок залу, а в случае с «Орлеаном» — в особенности.

— Тем не менее приоткрою тайну и сообщу, что Орлеан — маленький городок, затерявшийся в алтайской степи. Населяют его, процитирую один из синопсисов, невероятно колоритные персонажи, будь то хирург Рудольф, парикмахерша Лидка, следователь Неволин или некий странный гражданин Павлючик, экзекутор по профессии. Как возникла в фильме эта не самая распространенная фамилия, которую я имею счастье — или теперь несчастье — носить?

— Строго говоря, фамилия странного персонажа звучит в фильме как Павлючик А. Павлючек. «Повинен» в этом автор сценария Юрий Арабов, который так назвал главного героя. Мне эта фамилия показалась симпатичной, в том числе и благодаря нашему многолетнему знакомству, и я не стал ее менять. Просил разрешения использовать вашу честную фамилию в нашем хулиганском фильме, и очень благодарен, что вы с юмором и пониманием дали добро.

— Но я до сих пор не знаю, кто играет странного господина Павлючика-Павлючека?

— Не переживайте: его играет народный артист Виктор Сухоруков. Думаю, он с достоинством пронес через фильм это светлое имя. Павлючик не живой человек, а условный персонаж, этакая ожившая совесть других героев фильма. Вдобавок его диалоги и монологи перенасыщены высоким литературным слогом. И нам нелегко было зацепить в герое живые черты. Мы много кого пробовали на эту роль, в том числе и очень известных артистов, но с Сухоруковым у нас все срослось. Он поверил в этого странного персонажа и попал в правила игры.

Но вообще-то в нашей картине не один, а несколько главных героев. Кроме Сухорукова зрители увидят Елену Лядову в весьма неожиданной для нее роли. Интересная работа получилась у Виталия Хаева. И еще одну главную роль сыграл премьер театра Николая Коляды Олег Ягодин. Он снимался у Алексея Федорченко в «Ангелах революции», но там роль была поменьше по объему. Мне с ним было очень интересно работать, он своеобразный человек и необычный актер.

— Где снимали алтайскую степь?

— Действие фильма происходит там же. А снимали, как часто бывает в кино, в другом месте — в Крыму, недалеко от Феодосии. Где тоже есть степи и соленые озера. Крымские коллеги, которые помогали нам в работе над картиной, смотрели на нас как на сумасшедших. «Все нормальные съемочные группы, — говорили нам, — приезжают в Крым и тут же стремятся либо в горы, либо к морю. Одни вы снимаете в степи. И при этом страшно ругаетесь, если в кадр попадает море»...

— Фильмы своих конкурентов по конкурсу видели?

— Нет. Ни анимационно-игровой фильм «Арвентур» очень талантливой Ирины Евтеевой, ни большой исторический фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, с которым я имею честь дружить, пока не видел. Мы с Александром Анатольевичем договорились, что посмотрим работы друг друга во время фестиваля на большом экране зала «Октябрь» вместе со зрителями. Так будет правильнее.

— Вы морально готовите себя к победе, к поражению?

— Я не кокетничаю, но меньше всего думаю сейчас о призах. А больше о том, как воспримут картину первые зрители, какой она вызовет отклик, на основании чего можно будет смоделировать судьбу ленты в прокате. Понятно, что «Орлеан» — это не кассовый блокбастер, который разойдется по стране тиражом две тысячи копий. Но уже упоминавшийся нами Игорь Мишин серьезно занимается прокатом картины вместе с кинокомпанией ЦПШ, и его энергия и энтузиазм внушают надежды. Оправдаются ли они — покажет экран Московского фестиваля. Мы с вами можем сколько угодно фантазировать на эту тему, а во время просмотра на ММКФ раздастся дружное «Бу-у-у», — и на этом все может закончиться.

— В качестве специального события на фестивале заявлен фильм вашего отца, классика отечественного кино Александра Прошкина «Райские кущи». Вы уже успели посмотреть эту картину?

— Да, успел, и она мне очень нравится. Это вольная, перенесенная в наши дни киноадаптация знаменитой пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Она, как мне кажется, точно попадает в нерв сегодняшнего времени. В фильме прекрасные актерские работы Евгения Цыганова, Чулпан Хаматовой, Дмитрия Куличкова. 

— Желаю Виктору Сухорукову, дружному семейству Прошкиных и всем российским кинематографистам удачи на фестивале. И надеюсь, что зловредного «Бу-у-у» мы на конкурсных показах не услышим...

P.S. Какие еще фильмы стоит посмотреть на Московском кинофестивале — читайте в обзоре «Июнь, Москва, кино — все опять сошлось».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9510
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7204
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?