И она же - единственная из финалистов "Голоса", с кем корреспонденту "Труда" не удалось переговорить после блестящего выступления участников проекта на открытии Олимпиады в Сочи. И Наргиз, и Гела Гуралиа, и Сергей Волчков сразу вернулись в Москву (см. "Труд" от 25.02.2014), а вот Тина на следующий же день улетела в Юго-Восточную Азию, где следы ее на время потерялись… Только на днях удалось узнать продолжение той истории и выслушать рассказ восходящей звезды о ее дальнейших планах, о творческом споре с самой Аллой Пугачевой. Но сначала о том, что же случилось в Индийском океане.
Тина, наше прошлое общение прервалось на интригующей и даже тревожной ноте. Вы прислали SMS из Таиланда, где снимали клип: "Мы на лодке… задержка рейса". И связь оборвалась.
- Извините, что заставила вас волноваться. Ничего страшного на самом деле не произошло. Мы действительно снимали клип на песню "Ваня". Кстати, ровно год назад она именно там сочинилась: я бродила по прекрасному пляжу в творческом настроении и под шум волн напевала наброски на телефон. Когда пришла пора снимать клип, спросила мужа: где? И он ответил: конечно, там, где песня появилась на свет. Мы прилетели ночью, переезжали с острова на остров на большой лодке, вернее, даже на скоростном катере. Индийский океан, ничего не видно, только слышны наши восторженные визги. А с утра - ослепительный глоток солнца! И съемки.
- Удивительно: такая русская плясовая песня - и Таиланд!
- Главное - не где сочиняется, а кто сочиняет. Ты - это ты, с твоим внутренним миром. Вот была я в Египте, и вдруг захотелось послушать любимые сказки. Включила "Ель" Андерсена в исполнении Бабановой. Отчего именно ее? Сама не знаю: такая грустная рождественская история… От себя не убежишь: все мое ношу с собой.
- Слушайте, но ведь Мария Бабанова - это детские радио¬передачи 60-летней давности. Неужели они для вашего поколения актуальны?
- Не только для моего, я и своему трехлетнему сыну их ставлю. У меня самой в Казани было проигрывательно-книжное детство, поэтому голоса той же Бабановой или Николая Литвинова для меня родные. Родители принципиально не хотели иметь дома телевизор, считая его злом. И привили мне вкус к живописи, к хорошей книжной иллюстрации.
- Но сегодня они, наверное, смягчились к ТВ?
- Конечно, им же хочется наблюдать мою творческую судьбу.
- Папа и мама не уехали вслед за вами в Москву?
- Нет, не захотели менять свою жизнь. Хотя папа учился в Москве, но вернулся в Казань. Папа - физик-математик, мама - пианистка. Папа очень любит, когда мама играет ему на нашем пианино "Бехштейн". Звук изумительный! Однажды я села за какой-то инструмент - и такой родной тембр! Смотрю, тоже "Бехштейн"… Мои племянники учатся в музыкальной спецшколе в классах скрипки и фортепиано. Поэтому домашние праздники не обходятся без музыкальных номеров, импровизации и дискотеки в финале.
- Вы дошли до финала проекта "Голос" - такая радость, эйфория. Но потом начались будни большого шоу-бизнеса. Какие ожидания они оправдали, в чем разочаровали?
- Разочарований не припомню. Ко мне повысился интерес, публика ждет концертов, которые с удовольствием даю уже в новом качестве - как Тина из проекта "Голос".
- Но разве от "Голоса" не ждали, что он произведет революцию в популярной песне, поставив крест на всем надоевших фонограммных певцах? Однако этого не случилось.
- Революция давно назрела, ее еще мой продюсер, композитор Юрий Усачев, создатель группы "Гости из будущего", вместе с Евой Польной собирались совершить, но не получилось. Все мастодонты шоу-бизнеса остались на своих местах. Но сейчас у публики по крайней мере появился выбор. Уж не говорю о том, что есть интернет. И уже дело за самими слушателями - чем они хотят питаться: живым пением или "консервами". Из отзывов моих друзей, из интернет-реплик знаю, что многие были разочарованы чередой недавних новогодних телепрограмм все с тем же фанерным пением. Мне кажется, в этом году оно выглядело уже полным анахронизмом, особенно после "Голоса". Вчерашний салат оливье, заправленный несвежим майонезом, выходит из моды. До Олимпиады тоже многие не верили, что мы сможем провести ее на таком уровне и так блестяще победить. И музыканты способны удивить мир, как наши олимпийские чемпионы. Нужно лишь быть как можно искреннее и ближе к тем, для кого ты поешь, и слушатели пойдут за тобой. Люди не так уж трудновоспитуемы, как вы думаете.
- Вы упомянули Еву Польну, но я как-то привык ее считать, уж простите, певицей и текстовиком сугубо попсовым. Или это серьезная поэзия: "Наотмашь память бьет в виски, я распадаюсь на куски... не успела переделать правило, перепела, как попало, набело..."?
- Это то, что знаете вы. А я знаю Еву как действительно хорошего глубокого поэта. У нас были домашние концерты, где она читала свои стихи, а я аккомпанировала. И Юра всегда занимался альтернативной электронной музыкой, его пластинки выходят на самых престижных лейблах - например, Ministry Of Sound. К сожалению, широкая публика не всегда знает артистов во всех их ракурсах, в основном они известны по их ротациям на радио.
- Что споете в Санкт-Петер¬бурге 20 апреля?
- Мои авторские песни, народные, хиты с "Голоса"… С радостью попою их вместе с публикой. Но основная часть репертуара - премьеры. Буду также играть на разных инструментах. В общем, большой авторский концерт - от серьезных баллад до сумасшедших танцевальных ритмов, представляющих разные этапы моей творческой дороги.
- А на те мировые хиты, что пели в "Голосе", сохраняете право?
- Нет, оно действует только в рамках проекта. Ни Пинк, ни Земфиру нельзя перепевать без их разрешения.
- Стало быть, "О сколько их упало в эту бездну" тоже не споете? Кстати, как Алла Пугачева отреагировала на вашу версию этой песни?
- Познакомиться с Аллой Борисовной пока не посчастливилось, и ее реакция мне неизвестна. Знаю, что она очень положительно отреагировала на Наргиз… Не сочтите дерзостью, но я бы не сказала, что эта песня Марка Минкова так уж легла на мою душу. При всем уважении к талантливейшему композитору. Спасибо, он добавил стихам Цветаевой популярности, но слишком уж советская мелодика великую поэзию, на мой вкус, приземлила.
- По-моему, это ближе к классическому романсу.
- Возможно. Но дело еще в том, что песня сочинялась под Аллу Борисовну, и все эти интонации - кодировка исключительно под нее. Если читаешь отдельно, видишь, что поэзия тут намного выше, чем музыкальная составляющая. Сколько раз ты произносишь это стихотворение, столько раз перед тобой открываются новые смысловые пространства. Вот уж действительно бездна.
- Ну так представьте свой вариант!
- Есть такая идея, и была даже попытка - послушайте в интернете мою песню, где стихи Цветаевой "Слезы - живая вода, слезы - благая беда" соединены с авторским английским текстом. Очень сложно работать с русской поэзией. Есть прекрасные примеры: "Свеча горела" той же Пугачевой - вот это попадание! Очень хочется, чтобы вышло по крайней мере не хуже. Когда на "Голосе" учила цветаевский текст, прямо были порывы… Но там времени не хватило - все ведь за три-четыре дня делалось. Ничего, дойдут руки. Я вам обещаю!
Неше досье
Тина Кузнецова родилась в Казани. За пианино впервые села в четыре года, чтобы подобрать услышанное в церкви песнопение. Дар импровизации, как считает, переняла от дедушки, Бориса Коваленко, талантливого инженера и музыканта-самоучки. Училась игре на фортепиано и скрипке в музыкальной школе, в 1997-м поступила в Казанское музыкальное училище сначала в класс классического, а затем джазового фортепиано. С 1999 года успешно занималась вокалом, вскоре завоевала Гран-при конкурса "Невская лира" в Санкт-Петербурге, фестивалей клуба "Синяя птица", "Джаз в саду Эрмитаж". Перевелась в столицу на вокальное отделение Государственного музыкального училища эстрадного и джазового искусства. В 2006 году вместе с постоянным творческим партнером и супругом Юрием Усачевым основала проект Zventa Sventana, посвященный русскому аутентичному фольклору, с ним же в 2007-м - электронный коллектив Tina Smith. Пишет песни для звезд отечественной эстрады. Финалистка проекта "Голос-2013", участница концерта открытия зимней Олимпиады в Сочи.