Чуть больше месяца назад в ранге абсолютной балерины (так в Италии титулуют звезд) покоряла Милан, танцуя не просто в спектакле, а на открытии балетного сезона Ла Скала, к тому же сразу две центральные роли в премьере вечера балетов Алексея Ратманского. В Парижской опере блеснула в своей коронной партии принцессы Авроры в "Спящей красавице" в сложнейшей редакции Рудольфа Нуреева. А всего лишь через месяц Светлане предстоит долгожданный дебют в "Даме с камелиями" Джона Ноймайера на сцене Большого. Как можно выдержать этот фантастический ритм, да еще совмещая его с семьей, воспитанием дочери, творческими планами мужа - знаменитого скрипача Вадима Репина?
Две мировые звезды, балетная и музыкальная, на одной сцене - что это за проект?
- Предложения выступить в одном концерте или выйти на сцену вместе в какой-то еще форме музыкального спектакля нам поступали от разных фестивалей и друзей-импресарио не один раз. Но мы серьезно над такой идеей не задумывались, так как понимали, что внутри сезона выкроить удобное для обоих время едва ли сможем. Но вот наши друзья из швейцарского города Сен-Пре, которые проводят симпатичный летний музыкальный фестиваль St. Prex Сlassics, в очередной раз позвали нас участвовать - и мы вдруг увидели, что в конце августа наши отпуска совпадают, и решили согласиться.
- Вы чередовали музыкальные и балетные номера?
- Нет, мы вместе были на сцене. Вадим играл, а я танцевала. Это был уникальный вечер - помимо нас на сцене присутствовал камерный оркестр, который играл на старинных инструментах. И, конечно, мои партнеры. Первый совместный опыт имел огромный успех. Публика аплодировала стоя. На мой взгляд, нам удалось воплотить идею диалога движения и музыки как единого целого.
- Думаете повторить этот опыт в России?
- Уже запланировали наше совместное выступление в рамках первого Транссибирского арт-фестиваля, которым руководит Вадим. Фестиваль будет проходить с 31 марта по 12 апреля в Новосибирске. Наш совместный концерт "Па-де-де на пальцах и для пальцев" пройдет 10 апреля на сцене нового зала Новосибирской филармонии. В фестивале также примут участие знаменитые на весь мир дирижеры и солисты: Валерий Гергиев, Кент Нагано, Ольга Бородина, Николай Луганский... Так что Новосибирск сейчас в ожидании огромного события.
- Вы чаще говорите о музыкантах, чем о ваших коллегах - балетных артистах...
- Хорошие концерты, которые я посещаю, действительно делают мою жизнь интереснее и богаче. Я всегда жила музыкой, но сейчас мои вкусы стали определеннее. В прошлом году в Москве были очень мощные концерты оркестра Баварского радио под управлением маэстро Мариса Янсонса. Не устаю говорить, какое удовольствие мне доставляет музыка, которую играет мой муж: для меня выступления Вадима Репина - всегда событие. В сентябре для меня стало откровением выступление Чечилии Бартоли - совершенно грандиозной женщины, большого профессионала барочного репертуара, также новая встреча с музыкой Леонида Десятникова в Милане. Его балет "Русские сезоны" я обожаю - все эти берущие за душу фольклорные напевы, скрипичное соло изумительной красоты.
- То есть, танцуя сразу нескольких героинь в "Сезонах" - а это непростые технически и драматически партии, - вы параллельно слышите, о чем поют?
- Конечно! Более того, когда танцую "Русские сезоны", я иногда и сама тихонько пою вместе с певицей. Мне это помогает передать образ героини, ее чувства, ее слезы.
- Кто для вас идеальный парт¬нер на сцене?
- Понимаете, партнер в балете - это не только прекрасный принц, с которым красиво смот-рится поддержка. Я ценю прежде всего людей, которые относятся к профессии так же трепетно, как я. Чтобы было красиво, эмоционально, нужно репетировать дни напролет, оставаться в зале до позднего вечера и отрабатывать все до миллиметра. И чтобы усталость не приносила горького осадка, чтобы хотелось сделать паузу, вдоволь похохотать над нашими ошибками и снова кидаться в работу.
- Ваши спектакли в Большом стали такой редкостью. Чем порадуете московских поклонников в ближайшее время?
- Премьерный цикл "Дамы с камелиями" Джона Ноймайера пойдет в Большом театре с 20 марта. Я знала, что меня не будет в Москве, когда Джон приедет сюда для репетиций, поэтому в ноябре ездила к нему в Гамбург, чтобы отрепетировать большую часть балета.
- Светлана, поделитесь свежими сочинскими впечатлениями.
- Я не могла поверить, что это тот город, в котором когда-то отдыхала. Построено столько современных отелей, спортивных объектов, дорог, горнолыжных курортов... Волонтеры и жители города приветливы, готовы в любой ситуации помочь, объяснить, направить, показать. Олимпийский парк поражает своими возможностями и масштабами. Трудно теперь поверить, что на том месте раньше ничего не было. Если говорить о торжественной церемонии, в которой мне посчастливилось участвовать, то это ни с чем не сравнимое чувство! Репетиции проходили на стадионе и в тентах, равных ему по размеру. Было иногда очень холодно, особенно на самом стадионе. Но знаете, во время самой церемонии холод даже не был ощутим. Одна мысль, что на тебя смотрят миллиарды телезрителей, добавляла внутреннего адреналина. Честно говоря, когда мы вышли на арену, я в какой-то момент даже испугалась, что не услышу свою музыку, - такими громкими были аплодисменты. Сегмент, в котором я танцевала, назывался "Имперский бал". Сцена из великого произведения Толстого "Война и мир" - первый бал Наташи Ростовой. Не могу не сказать о хореографе Раду Поклитару, который и стал постановщиком всего нашего сегмента, начиная от эпохи Петра и заканчивая эпохой страшных перемен в России. Ему удалось гениально передать дух той эпохи, разыграть целый спектакль, мастерски сконцентрировав акцент на главных героях среди сотен вальсирующих пар. Конечно, когда все прошло, легко рассуждать, как все красиво получилось. Но мало кто знает, в каких жестких временных рамках работали организаторы. Казалось, что это уже просто на грани человеческих возможностей.
- Музыка, балет... А между тем у вас растет дочка. Когда успеваете с ней общаться?
- Вот успеваю. Это очень для меня важно. Конечно, моя мама - родной человек, который всегда, всю мою жизнь рядом. Она и сейчас помогает в воспитании Анюты. Обычно, если у меня длительные гастроли, она с Аней прилетает ко мне, и мы живем той же семьей, только не дома. Вадим тоже прилетает туда, где в данный момент мы находимся. Так что, можно сказать, мы все время на пути друг к другу.
- Вслед за Екатериной Максимовой, которую в свое время называли "мадам Нет" (она редко общалась с прессой на общие темы), вы перестали публично комментировать события, происходящие внутри и вокруг Большого театра: скандалы, назначения, поведение ваших коллег. Почему? Вас это не интересует?
- Интересует, конечно, ведь я работаю в Большом. Это мой дом. Но я действительно не живу такими разговорами, сплетнями, склоками. На них у меня нет ни желания, ни просто времени, на первом месте - работа и семья, новые проекты, гастроли по всему миру... А поговорили, оговорили, поскандалили, посплетничали - все это приходит и уходит. Остается только настоящее: человеческие отношения, твоя семья, твоя профессия. И я хочу быть как можно ближе к этому настоящему.
Наше досье
Светлана Захарова родилась в Луцке в 1979 году. Училась в Киевском хореографическом училище, затем Академии имени Вагановой (окончила в 1996 году). В 17 лет была принята в Мариинский театр, где через год получила статус прима-балерины. С 2003-го работает в Большом. Исполняет все главные партии в балетах классического наследия, участвовала в премьерах балетов Дж. Баланчина, "Кармен" А. Алонсо, "Юноше и смерти" Р. Пети, "Русских сезонах" А. Ратманского, "Золушке" Ю. Посохова, "Сне в летнюю ночь" Дж. Ноймайера. В 2008-м первой из русских балерин удостоилась звания звезды балетной труппы Ла Скала. Офицер французского ордена "За заслуги в литературе и искусстве" (2010). Депутат Государственной думы РФ в 2008-2011 годах. Член совета по культуре при президенте РФ.