В канун новогодних праздников авиаперевозчики приготовили пассажирам неприятный сюрприз: билеты на самолеты в очередной (уже в который!) раз подорожали. На этом фоне дала о себе знать почившая в бозе авиакомпания «Трансаэро», которая в свое время делала ставку на бюджетные перевозки. К слову, бюджетный сегмент хотели сохранить поглотившие компанию конкуренты, но, как видим, слово не сдержали. Да особенно и не собирались это делать. И вот теперь нам то же самое обещают управляющие активами обанкротившегося авиаперевозчика.
На днях ОАО «АК «Трансаэро» обнародовало план работ по возобновлению деятельности компании, представив это как единственно возможный вариант возврата денежных средств кредиторам. Эксперты, к которым мы обращались за комментариями, эти планы не восприняли всерьез, а министр транспорта РФ Максим Соколов вообще назвал новость о возрождении компании «иллюзией». А вот что сказал «Труду» пресс-секретарь «Трансаэро» Максим Букин:
— Министр делал это заявление, когда еще не имел информации о конкретных действиях нового руководства. Введу вас в курс дела. Сегодня долг авиакомпании составляет 251 млрд рублей, и с таким балластом действительно не полетаешь. Коммерческая деятельность прекращена, а без нее возврат долгов невозможен. Кредиторы уже поняли, что банкротить авиакомпанию больше года назад было большой глупостью. А что мы теперь в результате имеем? За год полетов без «Трансаэро», по официальным данным, падение пассажиропотока составило 6%, а по независимым оценкам, и все 15%. И причина не только в том, что упала платежеспособность населения. Налицо и другое обстоятельство: внутри страны значительно сократились варианты удобных перелетов. Большая часть маршрутов теперь идет через Москву. Ушли практически все базовые перевозчики на юге, за исключением «дочки» «Аэрофлота» «Донавиа». Потерял базового перевозчика в лице Пулково и северо-запад. До трети доходов стоило банкротство «Трансаэро» аэропорту Внуково. В среднем почти каждый аэропорт страны потерял 15-20% своих сборов.
Уход второго по величине перевозчика, вопреки различным предсказаниям, не оптимизировал рынок, а проделал в нем большую дыру. Именно это привело к дисбалансу, ухудшению сервиса и росту цен по многим направлениям. В частности, выросло количество маршрутов с доминирующим одним игроком, что прямо указывает на нездоровую конкурентную ситуацию. По многим направлениям рост цен на билеты составил 20-35% процентов в долларах. Основное падение пассажиропотока пришлось на крупные города России за счет принудительного перевода трафика из этих городов в Московский авиаузел. В результате, например, из Пулково ряд популярных направлений обслуживается лишь иностранным перевозчиком. Площади аэропортов Домодедово, Внуково и Шереметьево пустуют. Пострадали и сотрудники обанкротившейся компании, многие из которых работают сегодня таксистами или вахтерами.
Итак, какие же возможные варианты реанимации видятся в «Трансаэро»? На первом этапе руководство ОАО планирует не входить в высококонкурентный и перегруженный Московский авиаузел, а создать компанию двойного базирования: северного (Санкт-Петербург) и южного (Сочи, Краснодар, Симферополь) направлений. При этом попытаться занять оголенные рыночные ниши, а также быстрорастущий и сегментированный туристический южный рынок. На начальном этапе планируется трудоустроить 140 человек, в том числе около 100 пилотов и 40 бортпроводников. В случае успеха коллектив вырастет кратно. Маршруты будут разрабатываться, исходя из пустующих сегодня направлений. Если государственные банки пойдут на то, что в их портфелях появится еще одна авиакомпания, то вопрос будет решен. И тогда кредиторы с безнадежными исками на руках постепенно превратятся в собственников. Им ведь предлагают простой выбор: либо иметь от рубля копейку, если продолжать банкротить компанию, либо многократно умножать свои прибыли, когда она начнет летать.
Гендиректор «Трансаэро» Александр Бурдин считает, что новая компания с нулевым балансом сможет привлекать новые кредиты. Подобная схема работает и на Западе — так банкротились авиакомпании в США. В общем, ничего нового, просто для России предлагается создать прецедент. Так, может, стоит попробовать?