Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев предлагает заморозить тарифы ЖКХ для населения сроком на пять лет. Каждому — от премьер-министра до безработного — интересно, что из этого получится.
«Компании-монополисты, которые повсеместно являются поставщиками коммунальных ресурсов, тратят слишком много средств впустую», — заявил руководитель ФАС депутатам Госдумы. При этом коммунальщики никак не заинтересованы в сокращении издержек и повышении эффективности, ибо любые затраты покрываются за счет роста тарифов. Эту порочную систему государство может исправить, отказавшись от ежегодного повышения тарифов.
«Нужно создать такую систему, которая мощно бы давила на издержки коммунальщиков. Мы считаем, что можно не индексировать на протяжении пяти лет существенным образом тарифы, но объявить доходом всю экономию на издержках, которая есть в пределах одной компании», — предложил господин Артемьев. Доходы от сокращения издержек и повышения эффективности он предлагает частично тратить на выплату дивидендов акционерам — и тем самым материально заинтересовать.
Вопрос: реально ли это? Подсчитано, что сегодня россиянин тратит на оплату коммунальных услуг около 5 тысяч рублей, или 15,6% от зарплаты. В Норвегии аналогичные по количеству услуги (если не сравнивать качество) обходятся почти впятеро дороже — примерно в 22 400 рублей. Но лишь в 10,8% от средней норвежской зарплаты. То есть в сравнении с норвежцами мы сильно переплачиваем.
И в сравнении с американцами тоже: в США затраты на коммунальные услуги обходятся в 12,9% средней зарплаты. А в Великобритании аж 22% (вот почему в лондонских домах зимой холодно). Зато немцы укладываются почти в «российскую» норму — у них доля расходов на ЖКХ составляет около 13,6%. Соседние латыши и эстонцы выкладывают на коммуналку примерно 18,9% доходов — у них очень дорогие энергоносители. Недаром именно в Эстонии изобрели самый экономный способ обогрева жилья: закладываешь в духовку газовой плиты шесть кирпичей, за полчаса их раскаляешь, потом выключаешь газ и открываешь все двери, чтобы тепло разошлось по квартире...
Но учтем: в Европе в общих затратах на услуги ЖКХ непосредственно коммунальные услуги (вода, газ, свет, мусор) занимают 40%, а остальные 60% — это затраты на обслуживание и ремонт недвижимости. То есть Артемьев прав: у наших управляющих компаний есть немалые резервы для экономии. Но как привести их в действие?
Пятилетняя заморозка тарифов в принципе может быть серьезным стимулом. Но как быть, если у владельцев вашей управляющей компании не окажется ни стыда, ни совести? И вместо сокращения издержек они вовсе прекратят заботиться о коммуникациях и лифтах, кровле и фасадах? За такую «пятилетку экономии» дом запросто может перейти в категорию аварийного или ветхого жилья. В советское время было именно так: тарифы не росли, но жилье ветшало на глазах.
Другое дело, если действует ТСЖ или иной контрольный орган, который взыскательно следит за эксплуатацией общей недвижимости. И заботится, чтобы ваши коммунальные платежи, оставаясь умеренными, направлялись строго по назначению. А без хозяина и контроля дом сирота, никакие тарифные заморозки ему не помогут.
Кстати, о тарифах. Минэкономразвития при составлении прогноза социально-экономического развития на 2017-2019 годы определило, какой должна стать индексация тарифов на услуги ЖКХ. Записали, что рост цен на коммунальные услуги и тепло не может превышать уровень инфляции — а она нам обещана в пределах 4%. Рост тарифов на электроэнергию определен чуть повыше — до 5%, а на газ чуть пониже — 3%. Тогда о чем вообще речь?