С началом каждого телесезона в эфире появляются новые передачи. Зачем? Ответ, кажется, лежит на поверхности: чтобы предоставить зрителю еще больше информации и, разумеется, развлечений. Но бывают, видимо, цели иные, не поддающиеся столь простым объяснениям. С этой точки зрения рассмотрим несколько премьер.
На «России 1» появилось сразу несколько новых передач, на которые стоит обратить внимание. Остановимся на таких проектах, как «Вести.doc» и «Знание — сила». Первый — ток-шоу, в котором сначала демонстрируются, а потом обсуждаются документальные фильмы. Второй — игра, где известные люди показывают свои знания в различных сферах. Казалось бы, между ними нет абсолютно ничего общего. И все же меня терзают смутные сомнения насчет того, что они неслучайно явились в эфир одновременно.
Идеи этих передач не столь оригинальны, как могли бы показаться. Что касается «Знания», то интеллектуальных игр на отечественном телеэкране полным-полно. О документалистике же с проблемной тематикой, отечественной и зарубежной, уже несколько лет с успехом говорили на другом канале ВГТРК, а именно на «Культуре». Там программа так и называлась: «Смотрим: Обсуждаем». В начавшемся телесезоне она уже не появилась. Что вполне естественно — зачем же две похожие передачи на общедоступных каналах одного холдинга? Но, значит, была какая-то цель, в соответствии с которой состоялось это перемещение?
Первое, что приходит в голову: «Россия 1» решила усилить свою интеллектуальную позицию. В самом деле, на этом канале мощная общественно-политическая составляющая, на нем много душещипательных мелодрам и всякого рода юмора производства Петросяна и компании. А вот с передачами, адресованными продвинутой, думающей аудитории, сложнее. Ток-шоу Владимира Соловьева? Там хоть и обсуждаются важнейшие вопросы бытия, но сам характер полемики со вкусом скандала не делает передачу похожей на диспут высоколобых интеллектуалов. Так, может, перемещение умной программы с «Культуры» на канал с более массовой аудиторией направлено во благо интеллигентной публики? Может быть. Но тут я хотел бы обратить внимание на имена ведущих новых программ. Вместо режиссера Хотиненко из «Слушаем: Обсуждаем» разговорами о документальном кино теперь руководит Ольга Скабеева. Та самая Скабеева, что сделала себе имя благодаря гневно-энергичным репортажам про акции оппозиции. Что же, ведущий ток-шоу о документальном кино необязательно должен говорить с трепетным придыханием героинь Татьяны Дорониной. Тем более что в «Вестях.doc», как выяснилось, сами фильмы не очень-то и обсуждаются, они всего лишь задают тему для очередного ристалища на острую проблемную тематику. Но проблема в том, что репортаж и ток-шоу требуют от авторов разных навыков. И если в одиночестве Скабеева чувствовала себя в кадре вполне уверенно, то с многочисленными гостями в студии, старающимися переорать друг друга, она пока не справляется.
Ну а игрой «Знание — сила» заправляет Дмитрий Киселев, ведущий главной аналитической программы канала «Вести недели». Тут-то нет сомнения, что новым для себя жанром он овладеет блестяще. Киселев — прирожденный шоумен. Любую — самую серьезную и даже трагическую — информацию он умеет превратить в моноспектакль. О событиях, произошедших у наших соседей, о происках заокеанских «партнеров» он умеет говорить с таким же темпераментом, с каким Эдвард Радзинский излагает биографии гениев зла. И уж задать умным людям вопросы на темы истории, науки и искусства он сможет, лихо закручивая при этом интригу.
Остается только спросить, почему именно Скабеева и Киселев стали ведущими новых проектов? Возможно, потому, что возникла необходимость как-то очеловечить образы несгибаемых агитаторов, горланов, главарей, предоставив им возможность показать себя в неполитических форматах. Другого объяснения я не нашел.
Появилась новинка и на НТВ — программа называется «50 оттенков. Белова». В ней также ничего революционного: это ток-шоу, на котором в связи с актуальным поводом обсуждаются важные темы. В первом выпуске говорили о медицине, отправной точкой послужил форум Общероссийского народного фронта с соответствующей тематикой. Во втором — о похищении детей (на той неделе как раз разворачивалась драма вокруг пропажи ребенка из известной семьи). Вроде и вопросы острые, и ведущая Ольга Белова на своем месте, но все же что-то смущает. Уж не название ли? Почему «50 оттенков»? Может, в программе каждый раз должно прозвучать 50 мнений гостей, экспертов, зрителей? Но нет, их гораздо меньше. Единственная ассоциация, которая возникает, — это с эротическим бестселлером «50 оттенков серого». Вероятно, подобный ход нужен для привлечения зрительского внимания. Но не заигрались ли телевизионщики?