Главная Культура 01:54 18 Июля 2015 5656
Кармен – Хозе – бутылка

Драму о любви и свободе в Большом театре превратили в помпезное имперское шоу

Сергей Бирюков

На исторической сцене Большого театра вновь, после нескольких десятилетий отсутствия — «Кармен» Жоржа Бизе. Событие ожидаемое, но разочаровавшее недостатком исполнительского градуса и архаичностью режиссерской подачи.

Спору нет, «Кармен» Большому была необходима. Не может театр такого ранга не иметь на своей главной сцене этого шедевра первого ряда. Постановка 2008 года на Новой сцене никак не решала проблемы: трешевая по визуальному ряду (смакуемая грязь антуража и поведения героев), она и музыкальными красотами не радовала — настолько, что дирижер-постановщик Юрий Темирканов, появившись только на премьере, потом спектакля тщательно сторонился.

Весть о том, что за новую постановку взялись подающий надежды молодой музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев и один из самых успешных драматических режиссеров Алексей Бородин, многих вдохновила. Но результат, на взгляд обозревателя «Труда», сильно не дотянул до уровня ожиданий.

Знаменитая увертюра. Сшибка с первых же тактов ликующей народной пляски, горделивого тореадорского шага и грозно-тоскливого мотива рока. Но отчего оркестр звучит словно под сурдину? И в дальнейшем, вот какой Туган Таймуразович в жизни, такой и предстала в его трактовке партитура: интеллигентно, даже мило — но без настоящей брутальной страсти и сумасшедших чувственных залетов, которые огнем влил в свое творение Бизе. Впрочем, к исполнительнице заглавной партии Агунде Кулаевой почти нет претензий — хотя по индивидуальной прочувствованности роли ее не сравнишь с истинно великими Кармен, даже если брать только наших — Архипову, Образцову... Молодец Анна Нечаева — арии и дуэты Микаэлы с Хозе пропеты отменно умело, вот только драматическое сопрано ее мало ассоциируется с образом этой девушки-ангела. Даже подумалось, что разработай она еще чуть-чуть низкий регистр, и вполне спела бы саму Кармен. Именно этим исполнительницам в премьерный вечер досталась большая часть аплодисментов.

А вот Мурат Карахан (Хозе), как заявил его герой вначале, что любовными интригами не интересуется, так первые два действия и пропел в этом вялом состоянии, хотя за это время сам персонаж успел влюбиться насмерть и насовершать глупостей на хороший тюремный срок. Лишь к третьему действию в актере и его голосе проснулась настоящая страсть.

Но тут уж постарался режиссер, чтобы эта страсть ни в коем случае не выплеснулась в должной мере.

Режиссура Алексея Бородина словно вернула нас во времена большого сталинского стиля. На сцене почти все время огромное количество народу. Всем красиво пошиты костюмы, причем, как в ТЮЗе, группами, чтоб сразу было видно: вот это горожанки с их шляпами-канотье, это — табачницы с их туниками. А если на сцене цыганская пляска, так уж этих цыганок — тьма, от кулисы до кулисы, и все кружат одинаковыми юбками, как в постановках Игоря Моисеева.

Тень парадной эстетики Игоря Моисеева вообще витала над спектаклем. Из танцев нынешней «Кармен» вполне реально составить неплохую сюиту и катать ее как отдельное представление. Но то, что хорошо для этнографического спектакля, вряд ли подойдет лирической драме. И как можно фламенковый грохот каблуков наваливать на музыку Бизе (что сделано, например, во вступлении к 4-му действию)? Да, есть постановки «Кармен», куда вводится фламенко — но именно как вставной эпизод, оркестр при этом молчит. Потому что ему соревноваться с канонадой, производимой танцорами, безнадежно. Команда Алексея Бородина, видимо, этого не понимает.

А еще нынешний спектакль с его внезапно набегающими толпами мещан, контрабандистов, цыган и пр. напомнил мне ту «шикарную» оперетту на испанско-бандитскую тему, что выведена в утрированных красках в гениальном александовском фильме «Весна». Но там это комедия с отчетливой иронической интонацией. То, над чем великий музыкальный комедиограф смеялся еще в 1947 году, всерьез подается нынешним Большим как актуальный стиль?

Финал же просто изумил. Последнее объяснение героев, свободолюбивая Кармен стремится к новой любви, Хозе бессилен ее удержать... Но на сцене мы наблюдаем, как одетая, будто королева (это — бедная цыганка?!), Кармен заказывает столик, бутылку и два бокала — чтоб поговорить с бывшим возлюбленным и все ему окончательно объяснить. Спокойненько так наливает вина — слава Богу, только себе, Хозе не предложила, а то был бы совсем мир-дружба... Ну, правда, потом прибегают официанты, столик забирают, чтобы Хозе все-таки имел возможность к закрытию занавеса совершить то, что ему определили Мериме и Бизе. А остолбенелый народ и равнодушная полиция (кстати, как раз остроумный штрих, видимо, намекающий на нравы не столько испанских, сколько наших ментов) недвижно на это смотрит.

Не говорю уж об элементарных мизансценных просчетах: нельзя ставить актеров в глухой угол сцены, да еще заставлять петь вбок. Или загораживать сцену громадным столом, столпить за ним хор, а уж в хор сунуть беднягу Эскамильо — даже с довольно мощным голосом Эльчина Азизова эту партию в зрительном зале мало кто расслышит.

Ну и опять приходится, когда не знаешь, чего хорошего сказать про проблемный спектакль, прибегать к спасительной формуле: зато хорошо звучал Цунига (этот второстепенный персонаж в исполнении Николая Казанского действительно звучал хорошо).

Единственное, что понравилось практически безусловно — это декорации Станислава Бенедиктова. В отличие от громоздкой и архаичной режиссуры Бородина, они легки, экспрессивны и подвижны: это по сути несколько выгородок, стилизующих арки и консоли Севильи, но сколько же самых разных пространств можно с их помощью создать, от открытой солнцу площади до пугающих лабиринтов контрабандистских притонов.

Бенедиктов в своем художественном языке тоже обращается к традиции — но не сталинско-ждановской, а к авангарду первой волны, к экспрессивной геометрии Федоровского, Якулова... И спектакль смотришь, не понимая, куда ты попал — в передовой театр страны и мира или в музей тяжеловесной имперской архаики.

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 11998
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

В Библиотеке имени Д. В. Давыдова выставка «Три грации» современных художников

Ирина Свиридова

В выставочном зале Библиотеки имени Д. В. Давыдова под эгидой Творческого союза профессиональных художников проходит выставка «Три грации» современных художников – Анны Флит, Ирины Даниловой и Ольги Щербаковой. В экспозиции...

«Донбасс всегда был русским, давайте взглянем правде в глаза», — заявил 81-летний Аль Бано 

Аль Бано. Фото: © Roma, globallookpress.com

Всемирно известный итальянский эстрадный артист Аль Бано, исполнитель хитов Ci sara и Felicitа, назвал Донбасс российским и признался, что хотел бы там выступить. Об этом 81-летний певец заявил в интервью газете Il Fatto quotidiano. «Донбасс...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

Центр военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи  создан по поручению президента и уже представлен в 21 регионе России 

Фото предоставлено пресс-службой Центра «ВОИН»

Второй день работы стенда Центра «ВОИН» на марафоне «Знание.Первые» получился по-настоящему особенным. Ведь площадку посетили известные блогеры-резиденты продюсерского центра «Инсайт Люди», входящего в «Газпром-Медиа...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Законопроект о специальных «иноагентских» счетах принят депутатами в первом чтении 

Вячеслав Володин. Фото: © State Duma Russia, globallookpress.com

Законопроект о доходах иностранных агентов, принятый сегодня Госдумой в первом чтении, больше не позволит «предателям» обогащаться за счет России и ее граждан. Об этом в среду, 20 ноября заявил председатель Госдумы Вячеслав...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 7236
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

На наши экраны вышел фильм о великом французском шансонье

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм не идеализирует Азнавура. Но главный его мотив - нескрываемая любовь к великому певцу. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Он написал порядка 1300 песен, продал более 180 миллионов дисков, дал 1100 концертов в 94 странах мира. Его мелодии исполняли Боб Дилан, Рэй Чарльз, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, сам он выступал в дуэте с Лучано...

8 декабря великая актриса Алиса Фрейндлих отмечает серьезный юбилей

Людмила Безрукова, Леонид Павлючик
Труд
С любимой дочерью Варей. Она тоже стала актрисой. Фото Юлии Кудряшовой

Вся ее жизнь связана с родным городом Ленинградом-Петербургом. Блокадное дитя, она стала гордостью культурной столицы. Народная артистка СССР, лауреат четырех Государственных премий РФ, Алиса Фрейндлих в свои 90 лет по-прежнему...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?