Главная Культура 00:15 18 Июня 2013 156
«Лев задел мой локоть»

Фильм о красоте Земли едва не стоил Виктору Косаковскому жизни

Леонид Павлючик обозреватель «Труда»

Участие в более чем сотне международных фестивалей, десятки престижных кинопремий, широкий прокат во многих странах Европы и мира — это все о документальном фильме «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского. Не прошло и двух лет со дня громкой премьеры картины в Венеции, как сенсационная работа режиссера, снятая в так называемых антиподах — противоположных точках планеты, наконец добралась и до наших экранов.

Виктор, как возник этот необычный проект?

— Все началось 10 лет назад. В Аргентине проходила ретроспектива моих фильмов, до возвращения домой образовалось три свободных дня. Я взял машину, решил поездить по стране. И в один прекрасный день в лучах заходящего солнца увидел вроде привычную картину: надмирная тишина, неподвижная фигура рыбака, леска от удочки, уходящая в воду. И мне мысленно захотелось продлить эту леску: а что там, на другом конце земного шара?

Я вернулся в Буэнос-Айрес, купил атлас. Оказалось, на другом конце Земли — Шанхай. А надо сказать, что мой сын был страстно увлечен Китаем и его историей. Он все просил меня, чтобы я отправил его в Поднебесную. Однажды я сказал: «Хорошо, езжай, но тебе придется найти в Шанхае то место, которое является антиподом точки с аргентинским рыбаком». Сын полетел в Китай. Позвонил оттуда и потрясенно сказал: «Ты не поверишь. Я стою в центре Шанхая, здесь тысячи людей на улицах, но именно в нужной нам точке женщина продает рыбу». Представляете: в Аргентине человек в тишине ловит рыбу, а на противоположном конце Земли женщина в суете огромного мегаполиса ее продает. Мне сразу стало ясно, что это сюжет для кино. Но для большого фильма такого совпадения было мало. И я стал изучать вопрос.

Оказалось, что таких точек, когда ты проткнешь Землю в одном месте и вый-дешь на земную твердь в другом, немного, поскольку наша планета в основном покрыта водой. В огромной России только узкая территория возле Байкала попадает на самый конец Южной Америки, а точнее, на мыс Горн в Чили. Во всей Европе только Испания имеет антипод на другом конце Земли. Так что Льюис Кэррол ошибался, когда писал, что Алиса, провалившись в некий виртуальный колодец, могла из Англии попасть в Новую Зеландию — туда можно попасть только из Испании. Во всей огромной Африке только одна страна — Ботсвана — имеет антипод, это Гавайи. А Северная Америка вовсе не имеет антиподов, если не считать Антарктиду.

— Трудно было найти деньги для такого масштабного проекта?

— Сначала я, как водится, пришел в наш кинокомитет. Мне сказали: это дорого, неформат, пишите заявку, может, когда-нибудь: Я понял, что разговор пустой, и стал искать продюсеров на Западе. В итоге деньги на проект (бюджет фильма составил рекордные для нашего документального кино 1,6 млн евро. — «Труд») пришли из Германии, Голландии, Японии, Аргентины, Чили: И все равно мне не хватало 300 тысяч, а без них картину по международным законам нельзя было запускать. После года ожидания денег я был на грани срыва, чувствовал, что перегораю. И я обратился к Александру Роднянскому, который тогда представлял телекомпанию СТС. Он сразу сказал: да, это классная идея. И в течение недели перевел нужную сумму на счет, чем потряс западных продюсеров (там согласования денежных вопросов длятся по 8-10 месяцев) и, по сути, спас картину.

И еще мне очень помог Александр Сокуров — даже до Роднянского. У меня срывалась самая первая моя поездка — в Новую Зеландию. Я знал, что по климатическим условиям мне надо туда ехать немедленно, иначе потеряю картину. Но денег не было. Я стал обзванивать друзей, просить взаймы. Единственным, кто без расспросов и расписок дал мне нужную сумму, был Сокуров. Я вышел от него с деньгами, напротив его дома было турбюро. Купил путевку, улетел в Новую Зеландию и на второй день по прилете увидел выброшенного на берег гигантского кита. Я не мог пройти мимо этого сюжета, стал снимать. Потом позвонил ассистентке в Германию, попросил ее съездить в Испанию и посмотреть, что там, на другом конце Земли. Она полетела, позвонила: да ничего особенного, камни лежат. Я не поверил и слетал туда сам. И увидел огромный камень — и размерами, и формой похожий на кита. Это было мистическое совпадение, ставшее одной из образных, смысловых доминант фильма.

— Скажите, эти места, которые вы посетили и сняли, — они обладают какой-то особой энергетикой?

— Безусловно. Красивейший Байкал, продуваемый ветрами двух океанов мыс Горн, Магелланов пролив, на дне которого лежат сотни кораблей, огнедышащие Гавайи — это легендарные места для человечества. Снимая фильм, я часто вспоминал завет Андрея Тарковского. Он как-то сказал, что сами места съемок должны таить в себе что-то необъяснимое, от чего режиссера бросает в дрожь. Со мною было именно так.

— В вашем фильме много потрясающих сцен: то вулканическая лава извергается у вас под ногами, то лев пройдет в метре от камеры. Скажите, вы сильно рисковали?

— Если честно, то раза три-четыре я был почти на волоске от гибели. На Гавайях я начал снимать раскаленную вулканическую лаву метров с 50, потом осмелел, подошел ближе. Неожиданно лава вышла из-под земли прямо передо мной. Я успел только крикнуть своей команде: бегите! А сам остался снимать. Скоро почувствовал, как дымятся подошвы моих ботинок. Это был очень опасный момент, но сумасшествие восторга от разворачивающейся передо мной грандиозной огненной феерии пересилило страх. В другой раз, на мысе Горн, сплошь покрытом травой и кустарниками, я ступил на твердое, как мне казалось, место, а под травой оказалась пустота. И я полетел вниз с высоты 200 метров, но мне чудом удалось зацепиться за какой-то корень. Этот момент даже запечатлел чилийский режиссер, который снимал фильм обо мне. Что касается льва, то, когда он прошел мимо нас, по сути, задев мой локоть, я почему-то не испугался. Боялся только за пацанов-ассистентов, которые находились рядом со мной. А у меня со львом возникло какое-то негласное доверие, взаимное уважение.

— Ваш фильм называют потрясающей визуальной симфонией, гимном природе. Но особо въедливые критики утверждают, что это просто набор красивых картинок, что в «Антиподах» нет внятного месседжа...

— Конечно, месседж в моем фильме имеется, хотя и не выражен впрямую. Есть, условно говоря, режиссеры-костоломы, а есть гомеопаты. Так вот, я гомеопат. И хочу только одного — чтобы зритель почувствовал себя на моем фильме счастливым. Чтобы он два часа наслаждался зрелищем того, как удивительно гармонично устроен наш мир. Я начинал «Антиподы» как фильм про людей, живущих на разных концах Земли. Но по ходу съемок выяснилось, что для нашей планеты не менее важны киты, скалы, кондоры, облака, собаки, бабочки, деревья, слоны, вулканы. И нам стоит смирить свою гордыню, признать и принять мир, каков он есть. Мы хотим его все время улучшать, а его не надо хотя бы поганить. Согласитесь, вполне актуальный месседж.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9543
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7236
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?