Главная Культура 00:10 18 Мая 2018 7152
А «Журавли» летят...

История шедевра, 60 лет назад завоевавшего главный приз в Каннах

Леонид Павлючик
Кадр из к/ф «Летят журавли». Фото: globallookpress.com

Сегодня на Лазурном берегу завершается Каннский фестиваль. Как сложится судьба российских картин, участвующих в конкурсе, мы узнаем лишь вечером. Но будем верить в свою счастливую звезду. Ведь именно день 18 мая стал триумфальным для фильма «Летят журавли», который ровно 60 лет назад завоевал первую и пока единственную в истории нашего кино главную награду Каннского фестиваля — «Золотую Пальмовую ветвь». Сегодня мы решили вспомнить, как создавался этот шедевр, что он значил для нашей страны и для всего мира.

Фильм был снят по пьесе «Вечно живые», которую Виктор Розов, ушедший в начале войны добровольцем на фронт, написал в 1944 году в Костроме, где долечивался после ранения. Писатель-фронтовик взял сюжет, что называется, из жизни, он слышал массу подобных историй в солдатских окопах, но пьесу печатать отказались. Она не укладывалась в жесткие каноны сталинской идеологии с примитивным делением картонных персонажей на «хороших» и «плохих».

Неоднозначность судьбы главной героини, которая не выдержала выпавших на ее долю испытаний, изменила ушедшему на фронт возлюбленному, хотя потом и раскаялась, и нашла в себе силы начать жизнь «с чистого листа», насторожила бдительных цензоров. Виктор Сергеевич с юмором вспоминал: «Старичок — работник ЛИТа — мне сказал: „Читал, товарищ Розов, вашу пьесу, плакал, но запрещаем“. Я ушел довольный, так как старичок плакал».

Пьеса обрела право на жизнь только после смерти тирана, когда искусство стало избавляться от мертвых догм. «Вечно живыми» в 1956 году звонко открылся театр «Современник». Слова главного героя Бориса Бороздина, ушедшего добровольцем на фронт: «Если я честный, я должен», — стали нравственным императивом шестидесятников.

Кинорежиссер Михаил Калатозов, к тому времени прославившийся лентами «Мужество», «Валерий Чкалов», «Верные друзья», прочитал пьесу в журнале «Театр». Назавтра он нашел автора в коммуналке, где тот мыл посуду, и предложил вместе поработать над сценарием. Розов, пораженный явлением известного режиссера — хорошо одетого, пахнущего дорогим одеколоном, — тут же согласился. Так на кухне коммунальной квартиры началась история легендарных «Журавлей».

В процессе работы над сценарием пришлось поменять не только название. Разговорную пьесу, написанную для сцены, предстояло наполнить действием, визуальными образами. В результате возникли новые эпизоды и даже сюжетные линии: прогулка главных героев по утренним, пронизанным солнцем улицам Москвы, бомбежка столицы, смерть Бориса в заболоченном лесу, спасение Вероникой ребенка из-под колес машины, наконец, встреча солдат-победителей на Белорусском вокзале. По сути, возникло новое произведение, работа над которым продолжалась и на съемочной площадке.

Полноценным соавтором режиссера стал великий кинооператор, поэт экрана Сергей Урусевский. Художник по первой профессии, в «Журавлях» он опирался на живописный авангард и экспрессивный язык советской киноклассики 20-30 годов. Но, разумеется, вдохнул в экранное изображение и собственную, поистине неистощимую фантазию, постарался придать каждому кадру особую пластическую выразительность.

Свободная, «нервная» камера, то взмывающая над Москвой, то бесстрашно вглядывающаяся в подернутое предсмертным покоем лицо Бориса, то танцующая вместе с кружащимися березами, то бегущая с Вероникой на мост, чтобы совершить грех самоубийства, то вглядывающаяся в небесные выси, где символом вечного круговорота жизни в начале и конце фильма появляется журавлиная стая, — эти и множество других операторских находок помогали создать эффект зрительского присутствия внутри экранной реальности. Фильм буквально затягивал в свою эмоциональную воронку. Это было ново, это потрясало.

Для многих эпизодов оператор, обладавший инженерными навыками, создавал уникальные технические приспособления. Так, чтобы снять пробег Бориса по лестнице в начальных кадрах фильма, в павильоне построили декорацию лестничного пролета высотой в три этажа. Внутри поставили железный столб с прикрепленной к ней операторской люлькой. Оператор садился в нее, а помощники с помощью тросов тянули эту громоздкую конструкцию вверх. И камера как бы взлетала по лестнице вместе с героем. А для рифмующейся с ней сцены гибели Бориса с уже упоминавшимся хороводом берез Урусевский придумал круговые рельсы, которые потом вошли в практику работы операторов по всему миру.

К слову говоря, на роль Бориса никого, кроме Баталова, режиссер не видел. А вот Веронику могла сыграть Елена Добронравова — очень красивая актриса с голубыми глазами. Но когда ассистенты посоветовали Калатозову посмотреть фильм «Мексиканка», в котором играла живая, как ртуть, дебютантка с черными раскосыми глазами, он отныне представлял святую и грешную, вероломную и верную Веронику только в облике Татьяны Самойловой.

Актерам на съемках пришлось нелегко. Каждый кадр доводился до немыслимого совершенства. Баталов на съемках сцены гибели Бориса упал лицом на острый обломок ветки, пришлось делать операцию, зашивать и заживлять рану, на это ушел месяц. Самойлова заболела туберкулезом, каждые три часа ей делали укол, после чего она возвращалась в кадр. Во время съёмки сцены, когда Вероника приходит в разбомбленную квартиру родителей, от которой остался только абажур, актриса от переживаний и усталости упала в обморок...

Но все эти жертвы в итоге оказались не напрасны. Молодой французский оператор Клод Лелюш, случайно попавший на съемки «Журавлей», был так ошеломлен увиденным, что, вернувшись в Париж, дозвонился до директора Каннского фестиваля и буквально потребовал от него взять фильм в конкурс. В Москву послали отборщика, он согласился с будущим постановщиком знаменитого фильма «Мужчина и женщина».

В Канне «Журавли» прошли с невероятным успехом. Первые аплодисменты, вспоминала Самойлова, раздались в сцене проводов Бориса на фронт, потом они практически не затихали до финала. Плакали не только зрители, но и члены жюри тайком вытирали слезы. Пабло Пикассо после просмотра фильма сказал, что за последние сто лет в искусстве ничего подобного не было.

«Журавли» закономерно завоевали главную награду киносмотра. Кроме того, первый приз Высшей технической комиссии Франции получил Урусевский. Самойлова удостоилась актерской премии «Апельсиновое дерево». Французские зрители наградили фильм призом «Победа». А затем «Журавли» разлетелись по всему миру. Картину отметили на фестивалях в Чехии, Канаде, Мексике, в США, где «Журавли» получили премию Дэвида Селзника, присуждаемую лучшему иностранному фильму на американских экранах.

На родине лента встретила противоречивый прием. Глава государства Хрущев, человек к искусству глухой, картину не понял, а главную героиню назвал «шлюхой». Хорошо хоть не распорядился арестовать фильм. Простые зрители оказались более восприимчивыми к творческим поискам авторов. За год проката ленту посмотрели около 30 миллионов человек. Фильм, по словам критика Льва Аннинского, «отворил людям слезы». Они смогли выплакать на сеансах накопившуюся за военные и трудные послевоенные годы боль потерь и радость победы.

Мастера экрана в своей массе были потрясены фильмом. Станислав Ростоцкий, снимавший в это время «Дело было в Пенькове», после просмотра «Журавлей» сказал у себя в монтажной: «Всё, что мы снимали, надо уничтожить. Так делать картины больше нельзя». Гениальный фильм призвал в кино новую генерацию режиссеров — Шукшина, Кончаловского, Панфилова, Алексея Германа, Сергея Соловьева. «Журавли» стали одной из первых ласточек оттепели, они принесли на своих крыльях весну.

P. S. С годами лента Калатозова и Урусевского стала символом нашего кино — наряду с картинами Эйзенштейна, Довженко, Тарковского. Картину изучают во всех киношколах мира. Ей поклоняются такие мастера, как Коппола и Скорсезе. А российские кинокритики назвали «Журавлей» лучшим российским фильмом за всю историю десятой музы.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9678
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7307
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?