Основной парадокс 63-го Каннского кинофестиваля в том, что самыми сильными фильмами конкурсной программы оказались новые работы двух значительных режиссеров, немолодых классиков, у каждого из которых есть по «Золотой пальмовой ветви». Пока конкурс не открыл новых имен и не принес сенсаций, но трудно не преклоняться перед мастерством Аббаса Киаростами и Майка Ли, каждый из которых сегодня может войти в клуб каннских «дважды пальмоносцев» (в нем уже состоят братья Дарденн, Эмир Кустурица, Билле Аугуст и Фрэнсис Форд Коппола).
69-летний иранец Киаростами («Золотая пальма» за «Вкус черешни» в 1997-м) впервые сделал фильм в обожаемой им Европе, точнее, в Тоскане. «Заверенная копия» — история писателя-англичанина, который встречается в Италии с незнакомкой, внезапно начинающей играть роль его жены. В центре этой тонкой психологической драмы — давняя знакомая Киаростами и одна из лучших актрис своего поколения Жюльетт Бинош, у которой есть «Оскар», но никогда не было каннских наград.
67-летний англичанин Ли («Золотая пальма» за «Секреты и ложь» в 1996-м) в картине «Еще один год» создал при помощи многомесячных импровизационных репетиций с артистами развернутое полотно — о том, из каких бытовых мелочей состоит жизнь, о том, как встретить старость и смерть, и о том, что высшая ценность — человеческая солидарность. В Каннах не существует наград за актерский ансамбль, но «Еще один год» уже заслужил такой приз — более естественных и пронзительных работ не видывал даже исключительно богатый на подобные достижения британский кинематограф.
Заметными событиями стали и фильмы режиссеров более молодого поколения. Знаменитый японец Такеши Китано, который во второй раз участвует в каннском конкурсе («Кикуджиро» в 1999-м не принес ему наград), вернулся к освоенному им гангстерскому жанру с картиной «Беспредел». Она энергична, страшна и вопиюще неполиткорректна: представители преступного мира (среди актеров — сам Китано, играющий отнюдь не центральную роль) выведены злобными мерзавцами, не заслуживающими жалости. Ближайший аналог этой картины — «Жмурки» Алексея Балабанова.
Рукоплескала публика и фильму, в котором преступные элементы, напротив, сентиментальны и человечны. Аплодировали, впрочем, не столько режиссерской концепции мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту, высказанной в фильме «Красата» (в оригинале «Biutiful»), сколько выдающемуся артисту Хавьеру Бардему, сыгравшему в этом барселонском «жестоком романсе» главную роль.
Меж тем наиболее изобретательной и новаторской в этом году оказалась главная параллельная программа фестиваля «Особый взгляд». Именно в ней показал глубокую и неординарную работу «Странная история Анжелики», основанную на сценарии 60-летней давности, старейший режиссер мира, 101-летний Мануэль де Оливейра. В ней же представил свой тягучий, мрачный и необычный экспериментальный антитриллер «Аврора» румын Кристи Пуйю. Наконец, тут принял участие сам Жан-Люк Годар с картиной под названием «Фильм Социализм» — неописуемым и неквалифицируемым зрелищем, составленным из цитат и философских наблюдений самого режиссера. В фильме можно найти отсылки не только к «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна, но даже и к романам Александры Марининой о Каменской.