Редкий случай, когда о проблемах симфонического оркестра, причем не столичного (хотя очень известного в стране и за рубежом), задумывается человек из власти. Эту статью мы не заказывали известному государственному деятелю, члену Совета Федерации от Ярославской области Анатолию Лисицыну — он сам прислал ее в редакцию. Тем более интересными показались нам эти размышления, впрямую касающиеся судьбы Ярославского губернаторского симфонического оркестра, но имеющие гораздо более широкое значение для культуры глубинной России.
«В общественном сознании, быть может, небезосновательно, укоренилось представление о культуре как о чем-то, что следует поддерживать (в том числе финансово) по остаточному принципу. Хотя нельзя не замечать и обнадеживающих сдвигов в отношении государства к ряду творческих коллективов, музеев, учебных заведений, получивших дополнительные государственные инъекции, что обеспечило прорыв в их деятельности.
В мою бытность губернатором Ярославской области, в 1996 году, я сделал ставку на когда-то средненький коллектив, впоследствии ставший культурным флагманом Ярославской области — Ярославский симфонический оркестр, придав ему статус «губернаторский». Отрадно, что со временем примеру последовали порядка 30 субъектов федерации и муниципалитетов. Кульминацией этого движения стали решения президента и правительства РФ о предоставлении грантов наиболее фундаментальным и значимым культурным институциям страны — ведущим оркестрам, Большому и Мариинскому театрам, Московской и Петербургской консерваториям...
Это совершенно логично: феномен симфонического оркестра является квинтэссенцией мирового музыкального процесса, сокровищницей композиторской мысли и исполнительских традиций. В этой атмосфере произошло резкое увеличение количества оркестров в ранее «несимфонических» городах — Костроме, Рязани, Белгороде, Туле... Впрочем, названные коллективы пока делают свои первые шаги, формируя инфраструктуру и репертуар.
Зато, подчеркну, резкий качественный скачок сделали фундаментальные, признанные оркестры российских регионов — новосибирский, екатеринбургский, казанский и ярославский.
Радуюсь за свой ярославский оркестр, де-факто числящийся в списке топ-коллективов страны. Сегодня количество его программ, репертуарная универсальность, широкий адресный посыл, кадры, развитое инструментальное и библиотечное хозяйство, а главное, стабильные аншлаги в последние полтора десятилетия — все эти показатели эффективности впечатляют! Так же, как и выступление наших музыкантов на открытии Фестиваля симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома союзов, включение в абонемент Московской филармонии, участие в качестве главного коллектива в программе «Золотые ключи России» в Государственном Кремлевском дворце, внушительная дискография, пик которой — цикл программ русской музыки и опера Верди «Отелло». Руководит коллективом талантливый дирижер, опытнейший лидер, приведший оркестр к сегодняшним высотам, проводивший Дни культуры России в десяти странах мира, возглавлявший госкомиссии в престижнейших вузах (Московской консерватории и Академии им. Гнесиных), народный артист России Мурад Аннамамедов.
Поражает: все это — в не консерваторском городе (наши «конкуренты» бытуют в городах с мощными музыкальными вузами)!
Но, давно перейдя на новую работу, я, конечно же, упустил тот факт, что финансовый алгоритм, заданный в 1996 году присвоением оркестру статуса «губернаторский», не работает уже ряд лет.
К всеобщему удовлетворению, губернатор С.Н. Ястребов преодолел, мягко сказать, недоразумение, допущенное в предыдущем политическом цикле, вернув коллективу статус «губернаторский». Однако это не было подкреплено возвращением дополнительной материальной поддержки. Хотя оркестр привлекался к проектам федерального уровня — открытию концертно-зрелищного центра «Миллениум», исполнению «Рождественской оратории» митрополита Илариона, торжественному концерту в честь 50-летия полета В.В. Терешковой... Это вызывает недоумение. Замечу, что по всем названным мною показателям интенсивности и качества работы оркестр в 5-10 раз превосходит другие бытующие в Ярославле коллективы при почти равных зарплатах. Я уж не говорю об уровне сложности репертуара...
Совершенно естественно, что мастера ярославского симфонического интересуются реалиями труда в оркестрах-конкурентах страны, не говоря о московских и петербуржских коллективах. Не лишним было бы напомнить и о приближающемся в 2014 году 70-летнем юбилее прославленного коллектива.
Я призываю власти Ярославской области уделить достойное внимание преодолению несправедливости».