Раздача призов на закрытии 64-го Берлинского кинофестиваля в минувшие выходные вызвала если не шок, то сильнейшее замешательство. Уникальная лента, вдохновленная в том числе и биографической трилогией Льва Толстого, по согласному мнению профессионалов и публики, должна была победить, но жюри сочло иначе.
Никто не ожидал, что арбитры во главе с американским продюсером Джеймсом Шеймусом («Горбатая гора») сподобятся на столь оригинальные решения. Зрителям, включая профессиональных, было очевидно, что «Золотого медведя» просто обязан получить фильм «Отрочество» Ричарда Линклейтера, созданный не без влияния одноименной повести Льва Толстого.
«Медведя» выдали, но другого — «серебряного» (за режиссуру). Спасибо, но мало. Этот уникальный проект снимался двенадцать лет. Каждый год актеры собирались, чтобы снять одну сцену — этапы повседневной жизни одной американской семьи. Семилетний герой Мэйсон взрослел, познавая себя и мир, вместе с актером Элларом Колтрейном. На роль его сестры Саманты режиссер выбрал собственную дочь, Лорелею Линклейтер, которая призналась на пресс-конференции, что это был тяжкий, порой невыносимый опыт. Кино получилось на редкость живое и, главное, обжигающе достоверное.
Длящееся время, в котором не только брат с сестрой переживают эмоциональные передряги, но также их разведенные родители, блестяще сыгранные Итаном Хоуком и Патрицей Аркетт, воссоздают на экране хаотичный чувствительный мир обыденности, лишенной экстраординарных событий. Хотя насыщен этот мир не только персональными страхами, извивами судьбы взрослеющих или стареющих героев, но и приметами конкретного времени: от избирательной кампании Обамы до жгучих вопросов, случится ли продолжение «Звездных войн». «Отрочество» — образец тонкого независимого кино, которое «переселилось» в лучшие американские сериалы кабельных каналов, однако вдруг добралось до большого экрана.
А «Золотого медведя» удостоился китайский детектив «Черный уголь, тонкий лед» Йинана Дяо. Приз «За лучшую мужскую роль» попал в руки Ляо Фаня, сыгравшего бывшего полицейского, который ведет собственное расследование серийных убийств, поразивших городок на территории северного Китая сначала в 1999-м, а потом спустя пять лет. Режиссер, вдохновившись классическими фильмами этого жанра, снял стильное кино: действие происходит в основном ночью с угрожающими тенями и незримой опасностью. Есть тут и роковая женщина, работница химчистки, связанная с убийцей (он расчленяет трупы коньками) и опознанная экс-полицейским, который в нее по законам жанра влюбляется, а их производственные отношения обостряются загадочным напряжением. Высшая награда такому фильму — знак признания жанрового кино, потеснившего на фестивалях сугубо авторское.
Приз «За лучшую женскую» роль достался Хару Куроки, сыгравшей служанку в «Маленьком доме» — добротном (не более того) фильме японского классика Ямады.
Хару Куроки признана лучшей исполнительницей женской роли (фильм «Маленький дом»). Фото Reuters
Зрители надеялись, что уж эту награду получит Леа ван Акен, поразившая отменной работой в немецком фильме «Крестный путь» (приз за сценарий — Анне и Дитриху Брюгеманнам). Ее героиня Мария — четырнадцатилетняя девочка, воспитанная жестокой мамой, фанатичной католичкой, накануне причастия истязающей дочку строжайшими правилами поведения. Мария выбирает жертвенную смерть от истощения во имя спасения брата. Малыш не разговаривал, но после смерти девочки чудо случилось. Схематичный сценарий, разбитый на главы, снят аскетично и слишком прямолинейно. Зато Леа ван Акен продемонстрировала незаурядное дарование, тоже пропущенное жюри.
Важный приз имени основателя Берлинале Альфреда Бауэра («За инновацию») выдали заслуженному авангардисту Алену Рене, которому пошел 92-й год. Смешно. Он адаптировал пьесу британца Эйкбёрна в милый фильм «Любить, пить и петь» со своими любимыми актерами в ролях актеров-любителей и в искусственных декорациях, подчеркнув тщеславие, ужимки, прелестную глупость немолодых персонажей с ироничной дистанцией.
Премия «За выдающийся вклад» дается на Берлинале оператору. На сей раз им стал Цзянь Цзен, снявший китайский «Массаж вслепую» (режиссер Лу Е) с головокружительной искусностью. Слепые (их играют слепые и зрячие актеры) живут и работают в специальном массажном заведении. А фильм погружает обычную публику в их невероятные любовные страсти, откровенные эротические сцены, душевные страдания: ведь чувственность слепых проявляется лишь на тактильном уровне... Мечты, желания выдающихся, но обделенных массажистов и китайская реальность воспроизводятся тут в документальных подробностях и на крупных планах. Снимая совсем близко этих людей, Цзянь Цзен нюансирует незнакомый мир, врезаясь в его гущу и плотность с бесстрашием едва ли не фронтового оператора.
Ну и напоследок особенно приятное: наша анимация «Мой личный лось», единственный российский фильм в программах Берлинале-64, получила спецприз детского жюри. Поздравляем.