В канун столетия российской авиации наш корреспондент встретился с ветераном Отечественной войны Иваном Никоновым. Молодой тогда авиатехник обслуживал самолеты
Дважды Герой Советского Союза полярный летчик Борис Сафонов (крайний справа) с товарищами по оружию – английскими летчиками-истребителями
Базировался полк на Баренцевом побережье в районе полуострова Рыбачий, где на выходящем к морю хребте Муста-Тунгун стоял пост № 1, символ незыблемости границы СССР. На этом участке фронта немцы безуспешно атаковали погранзаставу с первых дней войны до октября 1944 года, когда их отбросили в норвежские пределы.
Морской авиации выпала в этом тысячедневном сражении особая роль. Эскадрильи истребителей встречали и брали под охрану караваны судов, северные конвои с грузами боевой техники и другого военного снаряжения, которое поставляли Красной Армии союзные с нами тогда державы по договору о ленд-лизе.
Сам командир за первый год войны сбил два десятка хейнкелей, юнкерсов и мессершмитов. В свой последний бой 30 мая 1942 года он вылетел уже дважды Героем Советского Союза. Жестокий бой в воздухе завязался на подступах к Мурманску, куда спешили укрыться конвои. Радиоэфир сохранил короткие доклады пилота: «Двух рубанули! Бью третьего:» И отчаянная просьба к пилоту ведомого истребителя: «Прикрой с хвоста! Мотор! Иду на вынужденную посадку».
Ни один из фашистских летчиков, атаковавших конвой PQ-16, не отважился записать на свой счет имя сбитого аса.
— Помню, немцы начали обстреливать погранзаставу из противотанковых пушек и дважды сумели сбить столб № 1, — рассказывает Никонов. — Бойцы сообразили повесить на него щит с изображением Гитлера, и по такой цели палить фашисты уже не посмели.
Не удалось им захватить и долину реки Западная Лица, укрывавшую главную цель наступления на севере — Мурманский порт. Три года и четыре месяца продолжались бои в этой долине смерти, в болотинах и снегах вперемешку лежали трупы солдат.
Летом
Поначалу операции против северных конвоев не являлись приоритетными для Гитлера. Но когда количество морских караванов резко выросло, немецкое руководство всполошилось. В Норвегию перебросили линкоры и крейсеры. Пятый воздушный флот «Люфтваффе» пополнился десятками бомбардировщиков и истребителей, способных ясным полярным днем круглосуточно следить за движением судов. В марте Гитлер отдал приказ активизировать в Арктике подвод-ную войну и непрерывно бомбить Мурманск.
В июле
Экипаж гидрографического парусного бота «Мурманец» под командованием Петра Копцова спас жизни 172 моряков с четырех потоп-ленных транспортов.
Среди них были англичане, американцы, датчане, говоривший по-русски латыш. Такой вот интернационал.
Отправка конвоев с Запада до осени прервалась. Лишь в конце сентября в Архангельск прибыл следующий караван.
— Боевая вахта продолжалась, — рассказывает капитан дальнего плавания Герман Бурков, автор недавно вышедшей книги «Война в Арктике». — Подводные лодки и боевые корабли фашистов стали проникать в Карское море. 25 августа с продолжающего нести вахту в Арктике ледокольного парохода «Сибиряков» обнаружили на подходе к острову Диксон скрытно у кромки льдов пробравшийся в глубину советских вод тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Приняв неравный бой, экипаж под командованием капитана Александра Качаравы повторил подвиг «Варяга». Покалеченный огнем тяжелых пушек корабль ушел в морскую пучину с реющим флагом.
Он успел передать радиограмму на берег. Когда «Шеер» приблизился к порту, открыли огонь и пушки стоявших на рейде судов. Фашисты вынуждены были уйти в море.
До последнего дня войны проводке судов препятствовали не только льды. Осенью 1943 года в Карском море пароходы «Архангельск» и «Сергей Киров», на борту которых были тяжеловесные грузы для Норильского комбината, стали жертвами торпед с подводных лодок. Фашисты действовали с выбором: топили суда в составе каравана, которые были погружены по самую ватерлинию.
Но как ни пытались гитлеровцы блокировать мореплавание в Арктике, за время военных навигаций перевозки на заполярных водных магистралях удвоились, а поставки грузов в Якутию морским путем выросли даже в пять раз. Такие вот результаты международной кооперации во имя Победы, такой вот менеджмент действовал в суровую годину в нашенском краю у полярной околицы.