России на «Евровидении-2011» пришлось удовольствоваться непочетным 16-м местом. «Труд» считает этот результат, как и победу Азербайджана, закономерным, хотя на «Евровидении» выявлять закономерности очень сложно.
Букмекеры ошиблись
О том, насколько неблагодарное дело что-либо прогнозировать на европейском песенном соревновании, говорят хотя бы провалы букмекерских оценок — а уж кто, как не букмекеры, заинтересованы в точности прогнозов! Хотя отдадим им должное: в некоторых случаях их оценки оказались близки к реальным итогам. Например, Азербайджану с самого начала прочили высокое место — в районе 3-го. Немке Лене Майер-Ландрус — 11-12-е (в реальности — 10-е). Но вот с предполагаемыми лидерами вышел конфуз: французскому тенору корсиканского происхождения Амори Васили вместо обещанного 1-го места досталось лишь 15-е. Знаменитой британской группе Blue — 11-е. Зато итальянец Рафаэль Гуалацци, чья страна вернулась на Евровидение после 14-летнего отсутствия, смешал карты в противоположном смысле: ему прочили лишь 18-ю позицию, а занял он 2-ю.
Увы, не оправдались и букмекерские ожидания и по поводу нашего Алексея Воробьева: по оценкам разных контор, его позиция до начала конкурса колебалась от 5-й до 2-й. Правда, уже после первого полуфинала, когда номер реально увидела и услышала публика, оценки скорректировались до примерно 14-го места. К сожалению, это оказалось куда ближе к реальности, которая выглядит совсем непривлекательно: 16-я позиция.
В чем же прокололась команда российского исполнителя? И чем объяснить такой колоссальный разрыв, например, со шведским певцом, представившим песню примерно в том же танцевальном жанре и поначалу оценивавшимся на близком к Алексею уровне?
Супермены не в моде
Конечно, здесь мы вступаем на поле предположений, но возможно, продюсеры Воробьева ошиблись с выбором его имиджа. Из Алексея сделали этакого стального супермена, что подчеркнула подтанцовка в стиле техно. А суперменов публика Евровидения, по всей видимости, теперь не любит. Кого же она любит? Судя по итогам — как всегда, ярких фриков: например, ирландских близнецов-попрыгунчиков из дуэта Jedwards, пробившихся на неплохое 8-е место. А еще больше — простых парней вроде симпатичных греческих ребят, исполнивших модный у молодежи рэп (7-е место), или веселую дворовую музыкальную команду в духе фильмов Кустурицы (группа боснийца Дино Мерлина, 6-е место), или того же шведа Эрика Сааде, в своей куцей кожаной курточке выглядевшего обыкновенным байкером из соседнего двора, только что слезшим с мотороллера (3-е место)…
Но, разумеется, далеко не все дело в имидже — конкурс-то песенный. И успех здесь немыслим без хорошей, интонационно зацепистой, притом не переусложненной мелодии. Последнее обстоятельство очень важно: видимо, именно на этом пункте срезались литовка Эвелина Сташенко с роскошно красивой балладой в духе пышной эстрады 1960-х или австрийка Надин Беллер, чьи виртуозные колоратуры в духе Уитни Хьюстон совсем не глянулись европейцам. Да и неуспех француза, похоже, той же природы. Раскидистая лирика не пробирает сегодняшнюю публику, ей надо что-то попроще и позабористее (а не в духе мило-анемичного финна или травоядных исландцев). Драйв и простота даже важнее модности — это вполне доказал заразительно улыбчивый итальянский исполнитель ностальгического фокстрота, от которого ноги сами идут в пляс.
Мимо лузы
Тут с грустью надо сделать вывод: видимо, с песней знаменитого музыкального продюсера РэдУана «Get You» («Добьюсь тебя»), написанной им для Воробьева, вышел облом. Она не попала ни в одну из выигрышных луз — ни по мелодической яркости, ни по ностальгичности, ни по фриковости. Шлягер не состоялся. Что ж, от творческой неудачи не застрахован никто. Вот, пожалуй, причина такого шокирующего разрыва между начальными высокими прогнозами, связанными, видимо, с громким именем РэдУана (работавшего с самой Леди Гага и Энрике Иглесиасом), и скромными итогами. Судя по некоторым заявлениям самого Воробьева, он почувствовал эту беззубость песни и попытался выправить положение, вставив в нее интро а-ля рюс. И может, будь вся песня такой, Лешу ждало бы пусть не 1-е место, но хотя бы что-то около 10-11-го, на какое вполне может рассчитывать неформатный, но яркий хит типа того, что два года назад спела на «Евровидении» Анастасия Приходько. Однако вышло ни нашим ни вашим — публика так и не разобралась, что же за зверь перед ней: бесшабашный славянин или средний европеец. И выразила недоумение низкими баллами.
Хотя для самого Алексея участие в «Евровидении», безусловно, полезно в смысле полученного сценического опыта и раскрутки. Исполнитель, судя по первым послеконкурсным интервью, не унывает — и правильно делает. Например, готовится снять клип на песню «Get You».
Будет нефть — будут и песни
Ну и о победе Азербайджана. Вот она вполне закономерна. Судя хотя бы по тому, как последовательно шла эта страна, дебютировавшая на «Евровидении» всего три года назад, к успеху: заняв 8-е место в первый год, она ни разу не опустилась ниже. В этой республике — одна из сильнейших на территории бывшего Советского Союза консерваторий, так что музыкантов здесь учат отменно, ну и нефтяных денег достаточно, чтобы нанимать хороших продюсеров и режиссеров… Притом что номер «Running Scared» («Беги без оглядки») у дуэта Элл и Никки (Эльдара Касимова и Нигяр Джамал) вроде бы не самый выигрышный по формату — спокойная лирика. Но с таким цепляющимся за уши припевом, с таким красивым видеорядом, завершающимся огненным дождем, и такими обаятельными исполнителями, что Европа не могла устоять.
Итак, несмотря на все усилия Запада, предпринимаемые им в последние годы для возвращения себе лидерства в песенном конкурсе (привлечение Эндрю Ллойда Уэббера и Патрисии Каас на московском Евровидении, группы Blue на нынешнем дюссельдорфском), европейская публика упорно ищет себе новых кумиров на востоке континента. Теперь согласно правилам соревнование пройдет в Азербайджане, и есть достаточно оснований думать, что Евровидение-2012 станет, возможно, самым пышным за всю историю конкурса. Мы знаем, как на Востоке, а тем более в нефтедобывающем Азербайджане умеют принимать гостей. Уж если скупые немцы смогли сделать шоу намного роскошнее, притом в два раза дешевле московского (а только одно переоборудование 35-тысячного футбольного стадиона в Дюссельдорфе гораздо сложнее, чем 18-тысячного «Олимпийского» в Москве), то гордая кавказская республика, прояви она разумный расчет, заткнет за пояс всех своих предшественников.