Мэр Москвы Юрий Лужков предъявил к проекту претензии в части сохранения культурных памятников на территории будущего строительства и остался недоволен архитектурным стилем.
Острота ситуации не только в цене вопроса — речь, напомним, идет о миллиарде долларов, выделяемом на реконструкцию ГМИИ, что закреплено постановлением правительства РФ от 18 июня 2008 года, под которым стоит подпись премьер-министра Владимира Путина. Важна и судьба этих денег — они по итогам тендера предоставляются в распоряжение международной команды во главе с прославленным британским архитектором Норманом Фостером, автором реконструкции знаменитого Британского музея.
На рабочем совещании в музее Юрий Лужков заявил, что ему «не понравилось архитектурное решение наземной части комплекса: Как всегда у Фостера, все выдержано в духе хай-тека, который диссонирует с окружающей исторической застройкой».
Претензии дополнил глава Москомнаследия Валерий Шевчук: «авторы проекта не представили акт историко-культурной экспертизы», а строительство в зонах объектов культурного наследия — например, сооружение стеклянного атриума во внутренних дворах старинных усадеб, предусмотренное проектом, — запрещено законом.
Но директор музея Ирина Антонова не считает, что произошло что-то особенное: «Мэр ничего нам не зарубил, он только предложил доработки, за что мы признательны. А судя по некоторым акцентам, и просто личное мнение высказывал. Фостер сам постоянно меняет проект — например, убрал ставшее предметом неожиданно горячей дискуссии здание-пятилистник в западной части комплекса, о чем лично я жалею, но это его право».
Мнение
Михаил Гурвич, замдиректора ГМИИ имени Пушкина:
— 28 ноября в музее прошло совещание рабочей группы под руководством главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной. Пригласили Юрия Лужкова, чтобы получить замечания на проект до того, как он будет вынесен на общественный и градостроительный советы Москвы. На доработку есть полгода — достаточно. Норман Фостер присутствовал, все принял к сведению. А проблемы с 73-м федеральным законом о сохранении памятников не наши, они системные, Росохранкультура еще год назад внесла в Минкультуры предложения по его усовершенствованию.