В Ленинградской области разгорается скандал вокруг единственного автовокзала региона у станции метро. Глава района, где расположен объект, хочет его снести, не предоставляя альтернативы другого размещения. Так, принципиальное решение чиновника может лишить тысячи пассажиров удобного пути и оптимальных трат на дорогу.
Автовокзал «Северный» находится у единственной в Ленинградской области станции метро «Девяткино». Ежедневно тысячи пассажиров из ближайших поселков и городов ныряют в петербургскую подземку, чтобы добраться до работы. А после нее с комфортом добраться до дома. Нагрузка на транспортный объект сегодня – это более 200 отправлений автобусов в день. От автовокзала маршруты автобусов следуют по Ленобласти, в Карелию и возвращаются обратно.
О существовании не вспоминали
Власти Всеволожского района Ленинградской области не вспоминали о существовании вокзала с 2006 года, когда он переехал из Петербурга от станции «Гражданский проспект» в Ленинградскую область - к станции «Девяткино». Сначала здесь появился вагончик, а затем, в 2007 году, построили и яркое здание автовокзала. Количество маршрутов резко увеличилось. В те времена и прозвучало первое упоминание о том, чтобы связать автовокзал, железнодорожную станцию Девяткино и одноименную станцию метро в пересадочный узел, подобный тем, что организованы и успешно используются в Москве. Но тогда идея не нашла поддержки и финансирования, возродившись только через несколько лет, когда регион возглавил действующий губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
Согласно планам, площадь нового автовокзального комплекса должна была составить 6 га. Помимо автовокзальной площадки, с которой планировалось отправлять до 600 автобусов в сутки, в состав должна была войти парковка на 1000 машиномест, торговые площадки и коммерческие зоны. Сюда же предполагалось перетянуть маршруты из центра Петербурга – с автовокзала на Обводном канале. «Девяткино» — это единственная станция метро, расположенная за границей КАД и имеющая железнодорожную платформу», — объяснял расположение ТПУ «Коммерсанту» экс-зампредседателя комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области Алексей Никифоров. По его словам, проектирование нового автовокзального комплекса должно было завершиться в 2013 году, а строительство – в 2016.
«Левый» инвестор
По словам Никифорова, инвестором проекта уже тогда заявилась «Межрегиональная транспортная компания» (МРТК), которая и выступила оператором вокзала.
ОАО «Межрегиональная транспортная компания», по данным «Коммерсанта», принадлежит Дмитрию Соколову, который и руководит компанией. Соколов в 2013 году заявил, что общая стоимость проекта у станции «Девяткино» составляет около 3 млрд рублей. Предполагалось, что часть средств вложит сам инвестор, а часть составит заемное финансирование. Окупаемость проекта должна была уложиться в восемь лет. Но все вышло по-другому: компания заключала с перевозчиками договоры на продажу билетов и «забывала» отдавать им деньги. В итоге, крупнейшая в России компания-перевозчик «Питеравто» предъявила МРТК претензии на 45 миллионов рублей, случайным образом «потерянные» Соколовым.
Власти Ленинградской области не вспоминали об автовокзале «Северный», где кипели страсти, до 2017 года, когда автовокзал на Обводном канале в Петербурге резко повысил тарифы на услуги. Тогда перевозчики из Ленинградской области отказались заключать договоры по новой стоимости, по которой удорожание на некоторых маршрутах составляло до 300%, что напрямую отразилось бы на стоимости билетов. В поисках альтернативы автовокзалу на Обводном канале, взор властей упал на «Северный».
В начале августа 2017 года было заявлено, что автовокзал у метро «Девяткино» переходит в оперативное управление ГКУ «Леноблтранс», которое подчиняется областному управлению по транспорту. Таким образом, областные перевозчики получили бы новую станцию базирования, но тут возникли две новые загвоздки – транспортная доступность и слухи о сносе автовокзала.
Вспомнили и решили снести
В середине августа Главгосэкспертиза России одобрила проект подключения будущего автовокзала в Мурино к КАД. Так, транспортно-пересадочный узел «Девяткино» объединит в себе междугородный и международный автобусный вокзал, железнодорожную станцию, станцию метро, расширенный паркинг для автомобилей, объекты торговли и развлечений.
Но тут стало известно и о том, что глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский подал в суд на компанию МРТК с требованием снести здание автовокзала и вернуть земельный участок в связи с истечением срока договора аренды, который, якобы, не предусматривал возможности строительства на нем.
«В договоре аренды земельного участка указано, что нельзя возводить никаких строений, в том числе временных. Сейчас там возведены строения, которые не проходили никакой экспертизы, не вводились в эксплуатацию», - поясняет чиновник свое решение о сносе автовокзала, которым пользуются тысячи жителей Ленинградской области, «Вестям».
Слова Низовского противоречат распоряжениям главы Ленобласти Александра Дрозденко, который дал указание довести автовокзал «Северный» до ума без сноса объекта.
«Действия районного чиновника напоминают капризного ребенка, который говорит, что назло маме отморожу уши, но ни за что не признаюсь, что не прав. Мы много лет пользуемся «Северным», чтобы добираться до родственников в Приозерске, недавно вот автобусы новые запустили – очень удобно. Почему Низовский думает о том, чтобы снести вокзал, вместо того, чтобы решить проблему и улучшить его, не лишая пассажиров удобства, говорит только о том, что у него свои цели на освободивший земельный участок», - говорит пассажирка маршрута «Девяткино» – Приозерск» Галина Кочкина.
Мнения женщины придерживаются и другие, опрошенные «Трудом», пассажиры. Многие говорят и о том, что у главы скандального в Ленобласти Всеволожского района не хватает опыта для занятия этой должности, что и подчеркивается его позицией по отношению к автовокзалу. «Да что там говорить! Когда человек думает о том, чтобы свое «Я» всем показать, а не сделать так, чтобы всем упростить жизнь, сразу все выводы сделать можно, кто и чего хочет на самом деле», - делится мнением пассажир автобуса на Сортавалу Владимир Кустовой.
Чиновники из правительства Ленобласти уверены, что довести до ума существующий объект гораздо дешевле, чем тратить деньги на снос здания и строительство нового автовокзала.
Председатель правительства Ленобласти по строительству Михаил Москвин считает, что автовокзал сносить не нужно. Его мнения придерживается и замначальника управления по транспорту Михаил Присяжнюк.
«Вы представьте, сидел человек на должности руководителя комитета Госзаказа. Много лет. Занимался только утверждением документации, следил за размещением аукционов и административными функциями в рамках ведомства. И тут становится главой Всеволожского района - самого густонаселенного района в России. У человека нет ни специфических знаний, ни опыта, но желание руководить мощное. А как руководить? Ну, как пойдет. На должности меньше года. Вот и получается ситуация: «А зачем нам вокзал? Нам вокзал не нужен». Но нужно показать, что я руководитель – как решил, так и будет, а что там с тысячами людей, которые из далекой Ленобласти до Петербурга добираются – да неважно», - поделился своим мнением один из чиновников в кулуарах правительства Ленинградской области.
Вот и выходит – количество маршрутов увеличивается, вокзал на грани сноса, а глава района выступает против губернатора Ленобласти. Чиновники и дальше играют в свои игры превосходства. Подумаешь, тысячи пассажиров. Доедут как-нибудь.
Исправленному верить?
В пресс-службе правительства Ленинградской области опровергли информацию о конфликте вокруг «Северного», отметив, что администрация региона и Всеволожский район обоюдно заинтересованы в создании первого областного автобусного вокзала. В конце минувшей недели проведено совещание, на котором определены пути развития автовокзала «Северный», о которых будет заявлено позднее.
В пресс-службе официально заявили, что комментарий предоставил чиновник, не имеющий отношения к лицам, уполномоченным комментировать (предоставлять информацию) от лица правительства Ленобласти, так как официального запроса в пресс-службу не поступало.
Однако, на сайте Арбитражного суда указано, что судебное разбирательство по сносу здания автовокзала от лица администрации Всеволожского района Ленобласти, который возглавляет Андрей Низовский, состоялось также на прошлой неделе.
«Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Региональная транспортная компания» о признании зданий площадью 270 кв.м и 600 кв.м, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Муринское сельское поселение, поселок Мурино, Привокзальная площадь, на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0712002:196, и об обязании ответчика осуществить снос данных объектов за свой счет», - говорится в определении суда.
Рассмотрев материалы дела, суд принял решение отложить заседание ввиду необходимости назначения судебной строительно-технической экспертизы объекта. Следующее судебное разбирательство о сносе здания автовокзала назначено на 24 октября.