Кинематографический год еще не закончился, но как минимум одна сенсация под занавес сезона уже состоялась. На престижном фестивале «Окно в Европу», который прошел в Выборге, победил фильм режиссера Арсения Гончукова «Сын», в производство которого наше доблестное Министерство культуры, равно как и Фонд кино, не вложило ни одного рубля. Гончуков снял этот фильм, который только что был показан еще и на монреальском фестивале, а в ближайшие дни будет представлять Россию на фестивале стран СНГ и Балтии «Киношок», на свои собственные деньги. Самое любопытное: это уже третья его полнометражная картина, созданная без участия государства.
Начало было положено остросоциальным фильмом «1210», который поначалу был для Гончукова чистой воды авантюрой, а стал уникальным режиссерским и продюсерским опытом. Не найдя поддержки своему замыслу у госструктур, Арсений обратился к профессионалам и любителям кино через социальные сети. Бросил клич: так, мол, и так, есть идея, есть сценарий о «маленьком человеке», постаревшем ветеране афганской войны, который борется с бездушной государственной махиной, но для съемок фильма нет денег, нужны бескорыстные участники и помощники. В течение недели к нему обратилось более 50 человек — актеров, операторов, художников, костюмеров. Гончуков отобрал самых ответственных, самых преданных и пустился с ними в совместное плавание. Для многих это стало первым приобщением к таинственному миру кино, для кого-то, как для замечательного актера Роберта Вааба, снимавшегося ранее в эпизодических ролях у Александра Сокурова, Кирилла Серебренникова, Сергея Лозницы, Николая Хомерики, — прорывом к долгожданной главной роли.
Бюджет фильма составили смешные для современного кино 600 тысяч рублей — это были личные средства самого Арсения, который до того работал режиссером, сценаристом, телеведущим на федеральных каналах, писал сценарии и пьесы, статьи и стихи (о последних, кстати, высоко отзывался его знаменитый земляк, тоже нижегородец Захар Прилепин). Деньги Арсений заработал, да и колоссальный опыт получил, работая вторым режиссером у Николая Хомерики на 12-серийном телефильме «Синдром дракона» для Первого канала...
Когда «1210» был снят, выяснилось, что его некому прокатывать — прокатные сети не захотели иметь дело с лентой независимого режиссера. Гончукову пришлось осваивать еще одну профессию — самому становиться дистрибьютором. Этакое «кино на самокате»: сам снял — сам прокатываешь. Опять-таки через Сеть Арсений договаривался с кинолюбителями, которые готовы были организовать в своих городах показ его фильма. Садился в поезд, ради экономии в плацкартный вагон (благо богатырское здоровье и возраст — недавно исполнилось 35 лет — позволяют ему легко переносить тяготы походной жизни), проводил премьеру, скажем, в Казани, вновь садился в поезд и ехал дальше. Так в течение нескольких месяцев объехал почти 30 городов России, побывал на Украине и даже добрался до Испании с Германией.
Молва о странном фильме странного режиссера распространилась в киносообществе, фильм стали приглашать на фестивали, где он собрал гроздь наград — в Москве и Санкт-Петербурге, Чебоксарах и Волоколамске. А следом началась еще одна жизнь фильма — уже в интернете, где Арсений выложил свой фильм. Его до сих пор активно скачивают кинолюбители не только из отдаленных российских городов, в которых кинопрокат давно и надежно загублен, но даже из многих зарубежных стран, начиная с США, Канады и заканчивая Австралией, Таиландом, Перу... Причем после каждого просмотра кинолюбитель может бросить в электронный кошелек Гончукова денежку — это в случае, если фильм понравился. А если нет, то и суда нет.
Разбогател ли Арсений Гончуков, занимаясь таким вот необычным для нашей страны кинобизнесом, где все в основном предпочитают черпать деньги из неиссякаемого государственного источника? Нет, совсем даже не разбогател. В лучшем случае он выходит со своими авторскими, не рассчитанными на гигантские сборы и не имеющими рекламной поддержки проектами в ноль. Но тем не менее вслед за своим нашумевшим дебютом он снял второй фильм «Полет. Три дня после катастрофы», тема которого была навеяна судьбой Виталия Калоева (того самого, что совершил убийство швейцарского диспетчера, повинного в авиакатастрофе, в которой погибла его семья). А сейчас Арсений пожинает заслуженный фестивальный успех своего третьего фильма «Сын» — о нерасторжимой духовной связи умирающей матери и ее верного сына. В скором времени «Сын» должен выйти в прокат.
В конце октября Арсений планирует запуститься с новой картиной «Последняя ночь», для которой заканчивает собирать команду и деньги. В центре сценария — судьба врача-онколога, который, увы, сам заболевает раком. Он бросает семью и уезжает в другой город — к женщине, которую когда-то любил. Вместе они проводят последнюю ночь: Не скрою: фильмы Арсения Гончукова могут в пересказе показаться чересчур простыми, а то и банальными. На тему любого из них вполне можно снять жалостливое, вышибающее слезу сериальное «мыло». Фактом искусства их делает авторская интонация Арсения Гончукова, то, как он внимательно, а порой жестко вглядывается в человека, в его глаза и душу. И это отличает почерк и путь Арсения Гончукова от сонма сериальщиков. Сам он об этом так говорит:
«Лично мне не хочется снимать низкопробные сериалы, всякий ширпотреб для ТВ. Не вижу смысла. Ремесло у меня есть, я как журналист или пиарщик заработаю себе на хлеб и даже на колбасу. Для меня смысл режиссуры — снимать что-то настоящее и стоящее. Кино! Все-таки кинематограф — это искусство, а не шоу-бизнес. А у нас мешают все в кучу и называют кино такие фильмы, как «Яйца судьбы» или пусть даже «Аватар», а это в корне неверно. Это то же самое, что путать томик Бунина и журнал «Космополитен».
Да, у Арсения Гончукова своя колея в искусстве. Присутствие в современном российском кино его безбюджетных, но совсем даже не кустарных, а художественно состоятельных фильмов — живой укор и даже вызов сложившейся системе гос-поддержки кинематографа с ее нередко искусственно раздутыми бюджетами, неизбежными откатами, заведомо планируемыми финансовыми провалами 90% снимаемых картин. Арсению живется нелегко: он сам себе сценарист, режиссер, продюсер, реквизитор, промоутер, прокатчик, такелажник. Но его фильмы не обслуживают власть и не потакают вкусам толпы, а являются его личностным авторским высказыванием, неизменно искренним и честным. Лично у меня его уникальный художнический путь вызывает огромное уважение. Думаю, со временем Гончуков займет в истории нового российского кино особое место. Да он его уже и так занял.