Лучшими европейскими кинематографистами года признаны австриец Михаэль Ханеке, англичанка Кейт Уинслет и француз Тахар Рахим.
Не прошло и года после скандального, но триумфального Каннского фестиваля, как Европейская киноакадемия пришла к тем же выводам, что и каннское жюри под руководством Изабель Юппер: более сильного, мрачного и художественно убедительного фильма, чем «Белая лента» Михаэля Ханеке, в этом году не было.
Вердикт европейских академиков был очевиден с самого начала торжественной церемонии, когда сначала Ханеке был признан лучшим сценаристом, а затем лучшим режиссером. Завершающая точка — победа в номинации «Лучший фильм» — была лишь вопросом времени, который разрешила та же самая Юппер, французская муза Ханеке и исполнительница главной роли в «Пианистке», получившая в этом году от Европейской киноакадемии почетный приз за выдающиеся заслуги.
В своей благодарственной речи Юппер размышляла вслух о том, на каком языке ей обращаться к публике со сцены — на родном французском, международном английском или понятном большинству гостей немецком. В результате, заключила актриса, говорить стоит на одном общеевропейском наречии — языке кинематографа.
Этот язык близок к совершенству в скупой и мощной эпопее Ханеке, типичного европейского космополита: учился и жил в Австрии, снимал во Франции и США, а родился, между прочим, под Мюнхеном. Об этом он и вспомнил в «Белой ленте» — своем первом чисто немецком фильме, действие которого разворачивается в баварской деревушке в канун Первой мировой войны.
Второй раз подряд Ханеке обошел Жака Одиара — замечательного французского режиссера, который в масштабной тюремной драме «Пророк» нарисовал метафорический портрет современной Европы (впрочем, более приземленный и менее оригинальный, чем австрийский мастер).
В Каннах Ханеке получил «Золотую пальмовую ветвь», а Одиар — второе место,
Есть повод порадоваться за молодого Тахара Рахима, который в своей дебютной роли создал удивительный образ идеального конформиста, Молчалина нового времени. Впрочем, для «Пророка» не все потеряно: впереди еще «Золотые глобусы» и «Оскары», где фильм наверняка будет замечен.
Неудивительно и награждение премией за лучшую женскую роль Кейт Уинслет. Приз за работу в картине Стивена Долдри «Чтец» в данном случае ей принес не шлейф «Оскара» и «Золотого глобуса», полученных за тот же фильм, а тематика, ведь «Чтец» — история о болезненных, до сих пор не изжитых немецким обществом
Зато другой оскаровский герой прошлого сезона — режиссер «Миллионера из трущоб» Дэнни Бойл — сидел в первом ряду и от души радовался победам коллег. Ведь его наградили первым почетным призом «Народный выбор». О чем еще мечтать европейскому автору, как не о любви публики?
Заодно фильму присудили операторский приз по совокупности немалых заслуг: он достался британцу Энтони Дод Мэнтлу, который кроме жизнерадостной индийской мелодрамы в этом году ухитрился снять еще и депрессивный ужастик для Ларса фон Триера («Антихрист» — его же работа).
«Призы важны не для режиссера, а для фильма, — ответил на поздравления «Труда» Михаэль Ханеке. — Ведь в этом бизнесе ты хорош настолько, насколько успешен твой последний фильм». Окрыленный успехом режиссер собирается приступать к новой картине. По его словам, она будет посвящена унижениям, переживаемым человеком с наступлением старости. В главных ролях заняты
Выбор
Лучшие фильмы Михаэля Ханеке
«Пианистка» (2001)
По роману Эльфриды Елинек с Изабель Юппер (одинокая преподавательница консерватории) и Анни Жирардо (ее мать).
«Скрытое» (2005)
Жорж Лоран (Даниель Отой) живет
«Белая лента» (2009)
Действие