Предложение в сфере среднего образования превысило спрос: первоклашек на всех не хватает. Из-за этого 733 российские школы в этом году не начнут учебный год. Причем речь идет не о сельских школах в отдаленных регионах – абсолютное большинство закрывшихся школ (474 учебных заведения) расположены в Центральном федеральном округе, крупнейшем в России и по плотности, и по количеству населения. Да и доля сельских школ в этом списке невелика – их здесь «всего» 252. Еще более странно, что эта новость исходит не от Министерства образования и не от другого образовательного ведомства, а от главного санитарного врача Геннадия Онищенко.
Несложные расчеты показывают, что в первый класс в этом году идут дети, родившиеся в 2006–2007 годах. Тогда рождаемость в стране постепенно росла – детей в эти годы родилось гораздо больше, чем в период демографической ямы 90-х. Значит, и первоклашек по идее сейчас не должно быть меньше, чем в предыдущие годы. Но почему-то случился недобор. Катастрофическая детская смертность, массовая миграция малышей за рубеж или попросту чье-то желание еще больше сэкономить на образовании?
Но еще больше беспокоит то, что это сокращение грозит аукнуться нам не где-то в далеком будущем, а уже в ближайшие годы. По официальным данным, после 2007 года показатели рождаемости неуклонно росли. То есть через несколько лет первоклашек должно стать еще больше. И тогда нам не будет хватать оставшихся 44 тысячи школ. Но не будет ли дороже заново открывать закрытые нынче школы? А главное, смогут ли их вовремя открыть? Помнится, в 90-е по той же самой причине массово закрывались детские сады. Вероятно, тогда тоже думали, что как только детей станет больше, сады без проблем откроют снова или распределят малышей в имеющиеся. В итоге сейчас мы имеем огромные очереди, взятки за зачисление ребенка в сад и практическую невозможность для многих детей получить дошкольное образование.
Но дошкольное образование – вещь опциональная, и человек может прожить без него. По большому счету цель детского сада – присмотреть за ребенком, занять его чем-то полезным, пока родители зарабатывают деньги. А вот цели школьного образования, а тем более начального, выходят далеко за эти рамки. И повторение такой ситуации со школами грозит обернуться для страны катастрофой. И все только потому, что сейчас государство не хочет оплачивать «малокомплектные» школы. Ему это вроде как невыгодно.
Чтобы было понятнее: сейчас в России 44 тысячи школ. Первоклассников в этом году будет около 1,5 млн. Это значит, что в среднем в каждой школе (если считать, что везде есть первые классы, а ведь в числе 44 тысяч есть и лицеи для старшеклассников) будет 34 первоклассника – один полноценный и даже довольно большой класс, притом что норму в 25 человек для одного класса никто пока не отменял.
И ведь речь идет лишь о первых классах. О том, что их в системе среднего образования 11, в данном контексте предпочитают не упоминать вообще.
Сейчас модно стало цитировать одного зарубежного государственного деятеля, сказавшего, что страна, экономящая на образовании, разорится на тюрьмах. И похоже, что так оно и есть.