Главная Культура 01:55 15 Июня 2010 4551
Ролан Пети: «Мы с женой были в шоке от поцелуя Нуриева»
Ролан Пети — «Труду»
Сергей КАЗНАЧЕЕВ

В Большом театре — последняя премьера сезона: свой знаменитый балет «Юноша и смерть» поставил легендарный французский балетмейстер Ролан Пети. Между репетициями маэстро рассказал «Труду» о своей давней любви к России и русским балеринам.

— Вашему балету «Юноша и смерть» в России повезло: в Москве его танцует прима Большого Светлана Захарова, в Петербурге — прима Мариинского Ульяна Лопаткина.

— На самом деле я у вас ставил и «Пиковую даму» с гениальной Илзе Лиепа, и «Собор Парижской Богоматери» с Николаем Цискаридзе, и другие вещи. «Юноша и смерть» — действительно один из пяти-шести самых играемых моих балетов наряду с «Кармен», «Пинк Флойд», «Прустом», «Арлезианкой». Что же касается балерин, которых вы назвали: Захарова — великая танцовщица, а Лопаткина: Я с ней тоже работал.

Она, бесспорно, очень талантливая балерина. Но, как бы это сказать, странная. У нее есть педагог, советы которой для нее важнее указаний хореографа. Когда я приезжаю и ставлю, она все делает нормально, но потом я уезжаю, и она меняет хореографию.

— Какие еще русские балерины сыграли большую роль в вашей жизни?

— Ну как же, Преображенская, мадам Рузан, у которых я учился параллельно с занятиями в школе Парижской оперы. Мадам Рузан вообще стала мне как приемная мать, я у нее засиживался допоздна, частенько оставался ночевать, потому что была война, комендантский час. Исключительная женщина, совершенно бесстрашная, — еврейка из России, всю немецкую оккупацию провела в Париже.

— Прямо сюжет фильма Франсуа Трюффо «Последнее метро»!

— Но, конечно, главная женщина моей жизни — это моя жена Зизи Жанмер, которая танцевала мою «Кармен» в 1949 году, а в 1954-м мы поженились. Все остальные женщины — после нее. (Смеется.)

— В недавнем интервью «Труду» вы рассказывали, как спасались от чересчур активных, скажем так, дружеских притязаний Эдит Пиаф.

— Ха-ха, она мне всегда говорила: «Давайте я буду петь, а вы танцевать». Я отвечал: «Прекрасная мысль», — а сам под каким-нибудь благовидным предлогом избегал таких творческих встреч, потому что знал, чего она потом от меня потребует.

— А от Мэрилин Монро вам тоже пришлось бегать?

— Нет, она совсем другая. Исключительно простая, скромная и очень-очень милая. Помню, я делал какой-то фильм в Голливуде. И каждый день, когда приходил в столовую студии, видел ее сидящей за столом, совершенно без грима. Но она и так была фантастически красивой женщиной.

— Говорят, несмотря на внешность и роли, в жизни она была абсолютно асексуальна.

— Не знаю, такого опыта у меня с ней не было. Однажды она снималась в каком-то роскошном мюзикле и должна была пройти сверху донизу по большой лестнице под песню. Начала спускаться, все участники выстроились вдоль. А на ней было платье, сшитое вплотную по фигуре.

И на середине лестницы оно вдруг лопнуло и упало! Ей быстро принесли какой-то пеньюар, тут она посмотрела на меня, и кто-то ей сказал: «Вы не знакомы? Это французский хореограф Ролан Пети». Она удивлено ответила: «Нет! Я была уверена, что вы говорите по-английски! Вы со мной можете поговорить по-английски

— Рассказывают, что вы стали брить голову после роли Маяковского.

— Да-да. До этого у меня были волосы, а тут я все сбрил.

— Как возникла идея спектакля «Маяковский»?

— Я просто читал его стихи, и какие-то из них меня буквально перевернули. Но это было так давно — самая первая моя постановка в Балете Марселя, которым я руководил на протяжении 25 лет. Сейчас уже не могу в подробностях вспомнить этот спектакль.

— Не думали возобновить его в России?

— Но его больше не существует. Он где-то растворился. Мы его даже не записали.

— И вам совсем неинтересно его восстановить?

— Нет, мне вообще неинтересно возвращаться назад. Мне хочется двигаться вперед. Если Бог мне отпустит еще какое-то время, я лучше сделаю что-то новое.

— Но возобновляете же вы «Юношу и смерть» у нас или «Пруста» во Франции…

— «Пруст» — другое дело, с ним так много связано. Я прочитал все 20 книжек этого писателя, он мне очень близок, и балет этот я поставил очень легко и быстро. В Парижской опере его играли в последний раз, по-моему, три года назад — по-прежнему огромный успех, народ дрался, чтобы попасть на спектакль.

В «Прусте» заложена вся французская культура. Там и мужская дружба, и любовь к женщине, и есть женщины, которых любят, а сами они любить не могут. Там абсолютно все отношения отражены.

— Как возникла идея вашего знаменитого спектакля «Пинк Флойд»?

— Лет 30 назад, когда мы общались с этой группой. Моя дочка, тогда еще маленькая, сказала: «Папа, ты обязательно должен услышать их музыку, тебе надо на нее балет поставить». Я послушал музыку, расцеловал дочку и сказал: «Дорогая, ты совершенно права, спасибо тебе!» Сел на пароход — тогда поезда между Парижем и Лондоном еще не ходили, потому что не было тоннеля, — и переправился в Англию. Приехал и сказал: хочу послушать концерт «Пинк Флойд».

Меня в Лондоне хорошо знали и ответили: «Конечно, послушайте». Посадили в специальную ложу, потом проводили за кулисы, я познакомился со всеми музыкантами, сказал, что обожаю их музыку, и попросил разрешения использовать ее в балете. Они ответили: «Пожалуйста, ставьте. Если хотите, мы даже запишем для вас новую музыку». Они прекрасно себя вели. Но это было 30 лет назад. А в прошлом году театр «Ла Скала» захотел поставить «Пинк Флойд».

Я обратился к ним снова, и некто мне говорит: «Теперь я представляю интересы группы, вы не можете решить ваш вопрос без меня». Ну, я свел его со своим агентом, они обо всем договорились, балет поставили. Кстати, это первый случай в истории «Ла Скала», что балет там идет без традиционного оркестра. Но как меняются люди! 30 лет назад «Пинк Флойд» говорили со мной по-одному, а сейчас — совсем по-другому.

— Вы упомянули вашу дочь. В каком деле она реализовала себя?

— Пишет замечательные стихи и песни.

— Внуками вас порадовала?

— Пока нет.

— Значит, в Диснейленд вам пока не с кем ходить?

— Даже мысль такая не приходила в голову. Не люблю механические развлечения. С гораздо большим удовольствием схожу в зоопарк, посмотрю на жирафов или тюленей. Для меня Диснейленд — это ужас. Я только один раз там был и, когда увидел этот кошмарный поезд, который проносится в воздухе вверх-вниз, понял — больше моей ноги там не будет.

— Вы не заметили такой закономерности: балетные люди либо доживают до 100 лет, либо умирают в 40?

— Да нет, что-то не заметил. Я тоже могу умереть сегодня, мог умереть и 20 лет назад. А может, проживу еще 10 лет. Никакого здесь нет закона.

— Знаю, что вы очень горячо переживали преждевременную смерть Нуриева, поэтому, собственно, и спросил.

— Он был моим большим другом, я очень его любил. И он меня очень любил тоже. Но он был безумный человек — отправлялся в постель с кем угодно, кто оказывался рядом. С красивыми, некрасивыми, умными, неумными… Незадолго до смерти он пригласил меня с моей женой Зизи на ужин, мы посидели втроем в ресторанчике, который был прямо в том парижском доме, где он жил. А когда вышли на улицу и стали расставаться, он нас обоих поцеловал в губы.

Мы были в шоке — я и Зизи любили его, но мы же знали, чем он болел (СПИДом. — «Труд»). А вдруг и нам это передастся? Он посмотрел на нас и сказал: «Я вас целую, потому что сегодня мы видимся, возможно, в последний раз». И отправился ночевать не домой, а в госпиталь, где он уже какое-то время находился. И буквально дней через пять умер.

— Не могу обойтись без дежурного вопроса: что надо делать для того, чтобы так держать балетную форму, как вы?

— Мне 86 лет, и каждый день я занимаюсь. Сегодня утром в гостинице тоже позанимался, а потом решил сходить в бассейн — там отличный клуб, джакузи с бурлящей водой, откуда выходишь обновленным, — но был расстроен: почему-то бассейн закрыли на профилактику.

— А диета?

— Никакой. Когда у тебя физическая нагрузка, можно есть что хочется.

— И пить?

— Немножко. Может быть, стаканчик вина. Кстати, не хотите ли выпить кофе? Только я люблю покрепче.

Резюме

Ролан Пети, хореограф

Родился в 1924 году. Окончил балетную школу Парижской оперы. Поставил в своей труппе «Балет Елисейских Полей» спектакль «Юноша и смерть» (1946).

Женился в 1954-м на балерине Зизи Жанмер, в 1955-м у них родилась дочь.

Среди 50 спектаклей Пети — балет «Пиковая дама», поставленный для Илзе Лиепы и Николая Цискаридзе в Большом (2001).

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9638
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7246
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?