В Большом театре — последняя премьера сезона: свой знаменитый балет «Юноша и смерть» поставил легендарный французский балетмейстер Ролан Пети. Между репетициями маэстро рассказал «Труду» о своей давней любви к России и русским балеринам.
— Вашему балету «Юноша и смерть» в России повезло: в Москве его танцует прима Большого Светлана Захарова, в Петербурге — прима Мариинского Ульяна Лопаткина.
— На самом деле я у вас ставил и «Пиковую даму» с гениальной Илзе Лиепа, и «Собор Парижской Богоматери» с Николаем Цискаридзе, и другие вещи. «Юноша и смерть» — действительно один из
Она, бесспорно, очень талантливая балерина. Но, как бы это сказать, странная. У нее есть педагог, советы которой для нее важнее указаний хореографа. Когда я приезжаю и ставлю, она все делает нормально, но потом я уезжаю, и она меняет хореографию.
— Какие еще русские балерины сыграли большую роль в вашей жизни?
— Ну как же, Преображенская, мадам Рузан, у которых я учился параллельно с занятиями в школе Парижской оперы. Мадам Рузан вообще стала мне как приемная мать, я у нее засиживался допоздна, частенько оставался ночевать, потому что была война, комендантский час. Исключительная женщина, совершенно бесстрашная, — еврейка из России, всю немецкую оккупацию провела в Париже.
— Прямо сюжет фильма Франсуа Трюффо «Последнее метро»!
— Но, конечно, главная женщина моей жизни — это моя жена Зизи Жанмер, которая танцевала мою «Кармен» в 1949 году, а в
— В недавнем интервью «Труду» вы рассказывали, как спасались от чересчур активных, скажем так, дружеских притязаний Эдит Пиаф.
—
— А от Мэрилин Монро вам тоже пришлось бегать?
— Нет, она совсем другая. Исключительно простая, скромная и
— Говорят, несмотря на внешность и роли, в жизни она была абсолютно асексуальна.
— Не знаю, такого опыта у меня с ней не было. Однажды она снималась в
И на середине лестницы оно вдруг лопнуло и упало! Ей быстро принесли
— Рассказывают, что вы стали брить голову после роли Маяковского.
—
— Как возникла идея спектакля «Маяковский»?
— Я просто читал его стихи, и
— Не думали возобновить его в России?
— Но его больше не существует. Он
— И вам совсем неинтересно его восстановить?
— Нет, мне вообще неинтересно возвращаться назад. Мне хочется двигаться вперед. Если Бог мне отпустит еще
— Но возобновляете же вы «Юношу и смерть» у нас или «Пруста» во Франции…
— «Пруст» — другое дело, с ним так много связано. Я прочитал все 20 книжек этого писателя, он мне очень близок, и балет этот я поставил очень легко и быстро. В Парижской опере его играли в последний раз,
В «Прусте» заложена вся французская культура. Там и мужская дружба, и любовь к женщине, и есть женщины, которых любят, а сами они любить не могут. Там абсолютно все отношения отражены.
— Как возникла идея вашего знаменитого спектакля «Пинк Флойд»?
— Лет 30 назад, когда мы общались с этой группой. Моя дочка, тогда еще маленькая, сказала: «Папа, ты обязательно должен услышать их музыку, тебе надо на нее балет поставить». Я послушал музыку, расцеловал дочку и сказал: «Дорогая, ты совершенно права, спасибо тебе!» Сел на пароход — тогда поезда между Парижем и Лондоном еще не ходили, потому что не было тоннеля, — и переправился в Англию. Приехал и сказал: хочу послушать концерт «Пинк Флойд».
Меня в Лондоне хорошо знали и ответили: «Конечно, послушайте». Посадили в специальную ложу, потом проводили за кулисы, я познакомился со всеми музыкантами, сказал, что обожаю их музыку, и попросил разрешения использовать ее в балете. Они ответили: «Пожалуйста, ставьте. Если хотите, мы даже запишем для вас новую музыку». Они прекрасно себя вели. Но это было 30 лет назад. А в прошлом году театр «Ла Скала» захотел поставить «Пинк Флойд».
Я обратился к ним снова, и некто мне говорит: «Теперь я представляю интересы группы, вы не можете решить ваш вопрос без меня». Ну, я свел его со своим агентом, они обо всем договорились, балет поставили. Кстати, это первый случай в истории «Ла Скала», что балет там идет без традиционного оркестра. Но как меняются люди! 30 лет назад «Пинк Флойд» говорили со мной
— Вы упомянули вашу дочь. В каком деле она реализовала себя?
— Пишет замечательные стихи и песни.
— Внуками вас порадовала?
— Пока нет.
— Значит, в Диснейленд вам пока не с кем ходить?
— Даже мысль такая не приходила в голову. Не люблю механические развлечения. С гораздо большим удовольствием схожу в зоопарк, посмотрю на жирафов или тюленей. Для меня Диснейленд — это ужас. Я только один раз там был и, когда увидел этот кошмарный поезд, который проносится в воздухе
— Вы не заметили такой закономерности: балетные люди либо доживают до 100 лет, либо умирают в 40?
— Да нет,
— Знаю, что вы очень горячо переживали преждевременную смерть Нуриева, поэтому, собственно, и спросил.
— Он был моим большим другом, я очень его любил. И он меня очень любил тоже. Но он был безумный человек — отправлялся в постель с кем угодно, кто оказывался рядом. С красивыми, некрасивыми, умными, неумными… Незадолго до смерти он пригласил меня с моей женой Зизи на ужин, мы посидели втроем в ресторанчике, который был прямо в том парижском доме, где он жил. А когда вышли на улицу и стали расставаться, он нас обоих поцеловал в губы.
Мы были в шоке — я и Зизи любили его, но мы же знали, чем он болел (СПИДом. — «Труд»). А вдруг и нам это передастся? Он посмотрел на нас и сказал: «Я вас целую, потому что сегодня мы видимся, возможно, в последний раз». И отправился ночевать не домой, а в госпиталь, где он уже
— Не могу обойтись без дежурного вопроса: что надо делать для того, чтобы так держать балетную форму, как вы?
— Мне 86 лет, и каждый день я занимаюсь. Сегодня утром в гостинице тоже позанимался, а потом решил сходить в бассейн — там отличный клуб, джакузи с бурлящей водой, откуда выходишь обновленным, — но был расстроен:
— А диета?
— Никакой. Когда у тебя физическая нагрузка, можно есть что хочется.
— И пить?
— Немножко. Может быть, стаканчик вина. Кстати, не хотите ли выпить кофе? Только я люблю покрепче.
Резюме
Ролан Пети, хореограф
Родился в 1924 году. Окончил балетную школу Парижской оперы. Поставил в своей труппе «Балет Елисейских Полей» спектакль «Юноша и смерть» (1946).
Женился в
Среди 50 спектаклей Пети — балет «Пиковая дама», поставленный для Илзе Лиепы и Николая Цискаридзе в Большом (2001).