Фестиваль завершился победой фильма Светланы Проскуриной «Перемирие» о житье-бытье в российской глубинке. Молодой артист Иван Добронравов получил приз за мужскую роль. Правда, принимать награду за него вышла режиссер Светлана Проскурина.
Награду за женскую роль жюри присудило Марии Звонаревой, сумевшей не потеряться в мелодраме «Человек у окна». Член жюри Жоэль Шапрон, отборщик Каннского кинофестиваля, вручил приз за режиссуру Сергею Лознице, которому в Каннах наград не досталось. Его фильм «Счастье мое» вызвал самые бурные споры, завоевав еще и «Белого слона» — приз Гильдии киноведов и кинокритиков.
Прогноз «Труда»
Что случится через пять лет, не знает никто. Однако «Труд» решил сделать прогноз на пятилетку, проведя опрос среди участников фестиваля.
- 1. Каким будет
«Кинотавр-2015» ? Закроется или расцветет? - 2. Что к 2015 году случится с нашим кино?
- 3. Кто из дебютантов нынешнего «Кинотавра» к 2015 году прославится, а про кого забудут?
Сергей Маковецкий, актер: «Ничего страшного не произойдет»
- 1. Мне бы хотелось, чтобы он был таким же гостеприимным, талантливым. Чтобы я по-прежнему сюда приезжал и мои друзья тоже – я этого очень хочу. Пять лет – большой срок. Если посмотреть, как быстро уходят наши коллеги и близкие люди, то понятно мое желание, чтобы через пять лет люди, которых я люблю, были со мной здесь, на Кинотавре.
- 2. Ничего страшного не произойдет. Киноиндустрия будет работать, режиссеры будут ставить фильмы, мы, актеры, в них играть, а зрители не перестанут смотреть кино. Разговоры о кризисе кино во многом надуманы. И в советские годы, и в новые времена было и есть много шелухи и максимум два-три шедевра. Это вполне нормальный процесс. Хорошего кино не бывает много. Верю, что качественная актерская игра всегда будет востребована. Мне бы не хотелось, чтобы вместо меня летали по экрану какие-нибудь компьютерные гномы.
- 3. Ни одного фильма в этом году на Кинотавре не видел, только отдыхал и общался. Это нехорошо, конечно, и неправильно, но просто накопилась большая усталость. Зато на прошлом фестивале я был членом жюри и насмотрелся на целый год.
Даниил Дондурей, кинокритик: «Фильмы народных артистов не будут смотреть»
- 1. «Кинотавр» через пять лет будет единственной в нашей стране киноплощадкой, на которой можно серьезно говорить о кино, на которой кино рассматривается во всех составляющих и сегментах. Это и инвестиции, и продюсерское дело, и фильмы, и дистрибьюция, и зрители. Площадкой, где участвуют люди, которые ратуют за нынешнюю государственную советскую модель, или за будущую рыночные. «Кинотавр» будет форумом свободной дискуссии, каким, впрочем, был всегда. Поскольку «Кинотавр» - единственное в России место, где встречаются профессионалы кино, и говорят о кино со знанием дела, и при этом готовы слушать друг друга. Функции и задачи «Кинотавра» не изменятся к 2015 году, если фестивалем будут владеть такие продвинутые люди, как Александр Роднянский. Если государство откажется от своих глупостей, чтобы раздавать всем поровну, и будет понимать, что важные фестивали требуют большей поддержки, и нельзя сравнивать какой-нибудь рядовой фестиваль в Чебоксарах или Челябинске, фестиваль даже в Санкт-Петербурге, которому покровительствует губернатор города на Неве, с масштабом «Кинотавра». Все 20 лет «Кинотавр» - лаборатория, где создаются имена, где рождаются новые идеи, где вырабатываются новые проекты, и идет селекция будущего.
- 2–3. Трудно конкретно сказать, кто из дебютантов в дальнейшем громко о себе заявит, но однозначно – это будут дебютанты. Понятно, что только люди нового поколения способны» вступить в коммуникацию со зрителем. Увы, народные артисты России эту способность потеряли. Они будут получать очень много денег, снимать долго и трудно большие фильмы, но зритель в своем подавляющем большинстве смотреть эти фильмы уже не будет. Поскольку в кинотеатры приходят люди только от 12 до 26 лет.
Дмитрий Месхиев, режиссер: «Расслабуха кончилась»
- 1–2. С радостью увидел, что фестиваль из двухнедельного алкоголического пространства уверенно превращается в нормальный рабочий фестиваль. Сегодня, как и завтра, в нашем кино будет не до пьяных оргий — расслабуха кончилась.
- 3. Оценивать работы коллег не в моих принципах.
Дмитрий Певцов, актер: «Конец фильмам» — лишь шутка»
- 1. В этом году на «Кинотавре» я вручал премию за вклад в отечественный кинематограф режиссеру, которого считаю своим крестным папой в кино, Глебу Анатольевичу Панфилову. Уверен, что и через пять лет будет кому вручать эту премию.
- 2. Для своего однодневного участия в «Кинотавре» я надел майку (за исключением церемонии открытия) с надписью «Конец фильмам», что всего лишь шутка гениального художника Вовы Цеслера. Просто шутка. Конечно, же кино у нас будет.
- 3. Ничего не посмотрел. Надо срочно возвращаться в Москву, - у меня в театре спектакль.
Жоэль Шапрон, продюсер, член жюри: «Сегодняшние дебютанты завтра поедут в Канны»
- 1. На «Кинотавре» я уже 10-й раз, и впервые в жюри. Фестиваль набирает обороты. И в этом году впервые иностранца, то есть меня, ввели в члены жюри. Возможно, фестиваль хочет выхода на мировой рынок.
- 2. О, сказать что будет через пять лет?! Для меня вообще Россия – непрогнозируемая страна, и особенно российское кино. Поэтому так далеко вперед я не могу заглянуть.
- 3. Я всегда больше внимания обращаю на дебютантов, потому что за ними как раз будущее российского кино. В России очень много молодых талантливых режиссеров, и это факт. Два года назад в Каннах мы показывали три российских фильма, и три из них – дебюта. Это не случайность. Поэтому очень важно, что на нынешнем «Кинотавре» есть дебютанты, и что их так много. Может быть, среди сегодняшних дебютантов «Кинотавра» есть те, которые будут участвовать через несколько лет в Каннском кинофестивале. Рискну сказать, что «да», так все и будет. Но называть конкретных имен не имею право – я ведь член жюри конкурса.
Александр Роднянский, президент «Кинотавра»: «Кинотавр» сформировал целое поколение»
- 1–2. «Кинотавр» - будет шире, чем фестиваль, а станет одним из элементов проката авторского кино в России. На сегодняшний день эта система в России отсутствует. Он останется главным кинофестивалем страны, но при этом будет включать в себя множество акций и проектов, которые могут стать и станут основой для продвижения авторского кино. Я уверен, что с «Кинотавром», как и с авторским кино через пять лет в России все будет хорошо. Уверен.
- 3. За последние годы «Кинотавр» сформировал целое поколение внятных и талантливых авторов: Кирилл Серебрянников, Игорь Волошин, Валерия Гай Германика, Борис Хлебников, Леонид Рыбаков, Бакур Бакурадзе, Иван Вырыпаев, Николай Хомерики, Александр Котт, Алексей Попогребский, Василий Сигарев, Юрий Быков, Алексей Федорченко, Анна Меликян, - все фестивальные звезды отечественного кино прошли через «Кинотавр». Когда-то они приехали в Сочи со своими короткометражками: их заметили, наградили, в них поверили ключевые продюсеры. Они сняли первые полнометражные ленты. И снова успех на «Кинотавре» - и приглашения в программы крупнейших мировых кинофестивалей. А это не только огромная личная победа, но, в первую очередь, признания уровня кинокультуры страны. Сегодня о наших молодых авторах знает весь мир, их фильмы формируют представление о российском кино и обществе в целом. И так будет впредь.
Анна Михалкова, актриса: «Все будет так же хорошо, как сейчас»
- 1. Честно говоря, у меня нет никаких больших фантазий по этому поводу. Надеюсь, что не станет хуже, все будет так же хорошо, как сейчас.
- 2. А что есть какие-то предпосылки, что может что-то случиться? Сложно даже в повседневной жизни одного человека события прогнозировать, а тут целая отрасль… Не знаю.
- 3. Я видела-то всего три с половиной картины, я ведь приехала в питчинге – конкурсе проектов - участвовать, очень волновалась. Вместе с моим сопродюсером Максимом Королевым надеюсь в скором времени запустить новый проект «Место происшествия». Из того, что удалось посмотреть на фестивале, самое большое впечатление произвела картина известного режиссера Светланы Проскуриной. Она совпала с моим настроением, операторская работа великолепная, актеры очень понравились. Для меня это кино было совершенным.
Ситора Алиева, программный директор Открытого российского фестиваля «Кинотавр»: «Как будут складываться судьбы, покажет время»
- 1. Я думаю, что Кинотавр есть часть нашей большой российской киноиндустрии и весомая часть нашей жизни вообще. Вот оттого, какой будет индустрия, и какой будет наша жизнь и зависит, каким будет Кинотавр через пять лет.
- 2. Однозначно, точно и внятно на этот вопрос сегодня не может ответить ни один человек – таково мое мнение.
- 3. Нельзя забывать о том, что за последние двадцать лет постсоветского кинематографа люди успели родиться, получить образование и теперь начинают снимать кино. Это кардинально новое поколение, не имеющее никаких связей с тем, что было раньше. То есть они могут изучать, что было до них, интересоваться этим, но это принципиально другие люди. Как будут складываться их судьбы, покажет время.
Ольга Галицкая, член Правления Гильдии киноведов и кинокритиков: «У нас будет небывалое количество нужных народу фильмов»
- 1. Хотелось бы надеяться, что в ближайшие пять лет государство станет активнее поддерживать и весомее финансировать наш главный отечественный кинофестиваль "Кинотавр", который давно уже доказал, насколько он нужен и важен для отечественной киноиндустрии.
- 2. Восемь продюсерских компаний, которым выделены средства на кинопроизводство, просто обязаны доказать, что государственные деньги достались им не в виде приза за лояльность госчиновникам и управленцам, а потому что именно они могут делать кино, которое будет востребовано в кинотеатрах. Если сумеют - значит, через пять лет у нас будет небывалое количество нужных народу фильмов. Или случится громадный кризис всей отечественной киноиндустрии.
- 3. Клим Шипенко – 26-летний режиссер, я уверена, будет делать качественные зрительские фильмы, реализует сполна свой творческий потенциал в освоении жанрового кино. Его фильм «Кто я?» внушает надежду на такие перспективы. Многообещающий дебют у Андрея Стемпковского, режиссера фильма «Обратное движение». Настоящее арт-кино, где минимализм выразительных средств и совершенство формы сочетается с глубиной содержания.
Алексей Попогребский, режиссер, председатель жюри «Кинотавра» программы "Короткий метр": "Кино будет с более точным равновесием между мэтрами и новичками"
- 1. В этом году «Кинотавр» полностью сделал ставку на дебютантов, что, с одной стороны, дико интересно, а с другой стороны, явный перебор. На мой взгляд, в подборе конкурсной программе фестиваля нужно стремиться к балансу между работами признанных мастеров и дебютантов. В этом году преобладает молодое кино, снятое в квартовой стилистике, а хочется разнообразия. Надеюсь, что к 2015 году этот баланс, которого пытаются достичь все крупные международные кинофестивали, будет и на нашем «Кинотавре».
- 2. Думаю, что и наше российское кино будет с более точным равновесием между мэтрами и новичками, и «Кинотавр», если у нас все будет нормально с кинопроизводством и финансированием. Эти вопросы сейчас решаются. На мой взгляд, в той новой системе госфинансирования и создания Фонда поддержки кино заложена здравая идея: есть загончик для авторского, экспериментально и прочего кино, которое живет по одним законам, и есть коммерческие мегапроекты, существующие по другим. Правда, все у нас в стране, как всегда, упирается в исполнение.
- 3. Пока я не увижу все фильмы, а еще осталось два конкурсных дебюта, то оценки давать не могу. Есть хорошие качественные работы.
Карен Шахназаров, режиссер, председатель жюри конкурса «Кинотавра»: "Кино будет"
- 1. Ха-ха-ха! За 21 год своего существования «Кинотавр» вырос в хорошо организованный кинофестиваль. Единственное, на мой взгляд, чего ему не хватает, - наличие простого зрителя. «Кинотавр» стал сугубо профессиональным фестивалем, на котором нет публики, нет зрителя, а только продюсеры, кинокритики, пиарщики, ну, и режиссеры с актерами…Вот хочу пожелать «Кинотавру», чтобы к 2015 году он приобрел свою публику. Без зрителя российский кинофестиваль при всей своей хорошей организации, при деловых успехах, обречен на гибель. Что касается лично меня через пять лет, то я принадлежу к тому поколению, которое к этому времени не будет широко представлено в конкурсе «Кинотавра». Многие из моих ровесников уже мало снимают.
- 2-3. Кино будет. Хотя я могу говорить только за себя. Впрочем, даже за себя ручаться страшно. Кино – такое тонкое дело, которое не поддается прогнозам, тем более пятилетним. Есть такой парадокс – вовсе необязательно, что если в стране создана мощная киноиндустрия, то будет сниматься хорошее кино. Замечу, что во всем мире с каждым годом становится сложнее и сложнее делать хорошее кино. В Америке, кстати, сильная киноиндустрия, которая работает на среднего зрителя. Вот и российское кино должно работать на нормального зрителя. Кинематографу давно предрекали всяческие исчезновения, но тем не менее, он существует. Дебютантам не хватает чувства юмора, и это очень заметно. Можно говорить о серьезных вещах с большей фантазией, иронией. О том, что юмор – часть нашего бытия, молодые режиссеры почему-то забыли. Отсутствие юмора – общий и очень большой недостаток. Мыслят дебютанты как-то очень тягостно, и легкости нет, и воздуха нет.
Катя Шагалова, режиссер: «Дай Бог, здоровья «Кинотавру»
- 1. Трудно прогнозировать, что будет через пять лет. «Кинотавр» - фестиваль – долгожитель, ему уже 21 год. Более того, фестиваль стал нашей доброй традицией, что в июне, в Сочи, происходит «Кинотавр». Дай Бог, здоровья «Кинотавру». В этом году этот фестиваль помимо пляжно-купательного, стал еще деловым мероприятием, что мне очень нравится. И в дальнейшем будет больше делового общения, и это правильно. Сделал дело – отдыхай, загорай и купайся, но дело тоже должно быть.
- 2. Можно, конечно, сказать – вот все будет хорошо. Надеемся, что все так и будет, но ситуация очень меняется. И ситуация часто не поддается систематизированию..
- 3. Я была занята так называемым питчингом – представлением новых проектов, и ничего из фильмов конкурса, к сожалению, не успела посмотреть.
Олег Кохан, продюсер фильма «Счастье мое» режиссера Сергея Лозницы:
- 1. Каким будет «Кинотавр» через пять лет, - это вопрос больше к организаторам фестиваля. Очень важно – какую они, организаторы, выберут стратегию, какие у них цели. Это должно включать и общее развитие киноиндустрии, и результаты той реформы, которая сейчас происходит в российском кино. При этом существует так много различных факторов, которые трудно принять в расчет, и даже предположить, что они есть. Мне хотелось бы пожелать «Кинотавру», чтобы конкурсная программа, которая является ядром каждого крупного фестиваля, была сильная, насыщенная, разнообразная, талантливая, новая, и чтобы она была авангардом для кинорынка. Хочется, чтобы «Кинотавр» открывал новые имена, и был вспомогательным элементом для режиссеров, и продюсеров, и фильмов в целом.
- 2-3. Кино будет развиваться, если действовать совместно, помогая друг другу новыми идеями, технологиями и так далее. Будущее за совместными международными проектами, - таков мой прогноз.