Главная Культура 06:51 15 Мая 2012 2194
Переутомленный от солнца?
<p>Траектория Никиты Михалкова</p>
Павел Демидов

«Это будет камерная драма по определению, но, надеюсь, очень масштабная по осмыслению». Так определил Никита Михалков идею экранизации рассказа Бунина «Солнечный удар». Он шел к этому, по его словам, 35 лет. Чего нам ждать — зависит от того, кто его будет ставить. Конечно же, Михалков. Но — какой?

Сегодня, когда мысленно прокручиваешь ленту его жизни в обратном направлении, многое кажется исполненным символического смысла. И то, что родился в победном 1945 году, и то, что начал свою настоящую, мужскую жизнь не где-то под теплым родительским крылом, а на самом краю нашей страны, на Камчатке, на атомном подводном флоте. В 18 лет вкусил первые плоды всенародной любви и славы, снявшись в фильме «Я шагаю по Москве». И до сих пор: А что, собственно, «до сих пор»? Вот на этот вопрос автор и взял на себя смелость попытаться ответить.

В 60-70-е годы века минувшего тот дом на Советской улице Петропавловска-Камчатского относился к числу элитных, хотя этого слова жители полуострова в ту пору еще не знали. Элита представляла собой обшарпанную блочную пятиэтажку, само собой, без лифта, мусоропровода и горячей воды. Однако на фоне и в окружении деревянных почерневших домишек и кособоких бараков смотрелась вполне респектабельно. Каким чудом Зорию Балаяну, всего лишь врачу физкультурного диспансера, удалось получить там однокомнатную квартиру? Нас, молодых тогда журналистов, с которыми Зорий водил дружбу, восхищали его феноменальные умения — мгновенно назвать день недели любой даты, хоть пятисотлетней давности, найти строку в газетной подшивке, лишь подчиняясь мысленному приказу, и еще много других гитик знал общий наш любимец. Его однушка была для нас своеобразным клубом, где мы бывали часто и с удовольствием. Бывал там в увольнениях и матрос срочной службы Никита Михалков.

Есть необъяснимая (во всяком случае, для меня) особенность жизни. Пристанет к человеку какая-то примочка, откуда, как взявшись — не понятно, и хоть расшибись — не отдерешь. Так было и с ним. Обласканный на многое способной родительской любовью, уже вкусивший собственной славы, парень вдруг принимает мужское решение отдать воинский долг Родине и отправляется на самый дальний Восток. Радоваться бы, что не перевелись еще такие люди. Однако — нет. Скептическая ухмылка, тухловатый слушок: не все чисто, есть какой-то резон. А резон, может быть, один: хочу жить честно.

Надо отдать должное Михалкову тех лет: он старался лепить свою жизнь собственными руками, не пользуясь административным ресурсом (имеется в виду громкая фамилия). Ну, а если ресурс все же срабатывал, так это наша общая, окружающих, холопская беда: мы или лижем, или кусаем. Его вины здесь, на мой взгляд, никакой.

В ту пору Камчатка еще не знала, что появится Дмитрий Анатольевич Медведев, и спокойно пребывала себе в девятом часовом поясе, встречая утреннее солнце, когда Москва еще жила вчерашним днем. Это было время бескорыстных, честных отношений между людьми, ими была напитана вся атмосфера полуострова, и молодой Михалков вписывался в нее органично. Легкий, открытый, явно незаурядный, он по своей, как сейчас сказали бы, харизме вполне конкурировал с гостеприимным хозяином дома. Так что траектория его жизни уверенно и заслуженно набирала высоту.

Мало кому удается, ощутив на плечах груз собственной успешности, не прогибаться под его весом. Примеров тому — тьма и тьма. Михалкову удавалось. В 1974 году он дебютировал как режиссер и в течение десяти лет создал семь киношедевров, каждый из которых был заслуженно отмечен и оценен. Такой плотности успеха на единицу времени не достигал, пожалуй, никто из отмеченных даже более высоким градусом таланта. За Михалковым закрепилась репутация режиссера, который не знает неудач. Назовем эти семь лент, право, они стоят того: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня», «Без свидетелей». Нельзя не сказать, что в это же время Михалков снимается и сам, причем не в своих фильмах, так сказать по блату, а у других режиссеров, и это в принципе высококачественные работы. «Сибириада», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс»: Звание народного артиста РСФСР — словно финишная лента в конце десятилетнего марафона. Но финиш — напоминаю! — лишь промежуточный.

Эти заметки не ставят целью ввести читателя в творческую лабораторию мастера. Они скорее о том, каково приходится человеку яркому, сильному, открытому и, главное, успешному, каково ему нести крест своего таланта, постепенно становясь самому себе и судьей, и поводырем. Именно такое происходит, если уже не произошло, с Никитой Михалковым. Я очень внимательно (дважды!) посмотрел его работу про утомленных солнцем. И что же? А то, что гора родила мышь. Размера, правда, изрядного, не в пример ее товарке-метафоре из «Цитадели», но — мышь. И это прискорбно.

Называть последнюю работу Михалкова творческой неудачей я бы не стал. Это было бы слишком упрощенно. К нынешнему результату Михалков шел долго и путями, которые прямого отношения к главному делу его жизни не имели. Пять лет возглавлял Всесоюзную федерацию тенниса. Получилось. Многолетний руководитель Российского фонда культуры. Тоже особых нареканий вроде не слышно. Почти пятнадцать лет бессменно председатель правления Союза кинематографистов России — здесь Никита Сергеевич, пожалуй, более всего органичен, хотя многие коллеги считают иначе.

Искусство не прощает измены, а Михалков изменил. Своему таланту, самой сильной, почти неповторимой его стороне. Умению уловить, прочувствовать и вывести на экран тончайшие нити человеческих отношений. Напитать этим умением актеров, все окружающее пространство. Сделать его объемным, живым, правдивым. Фон, сюжет не имели значения. Фильмы, которые здесь уже были названы, — прекрасная тому иллюстрация. Это фильмы раннего Михалкова. Право, не возьмусь вот так, сходу, привести имя другого такого же мастера отечественного кинематографа. Но режиссер чуть ли не жертвенно вел себя по пути: в тупик.

Первым тревожным звонком на этом пути могли бы стать его первые «Утомленные солнцем». Для него эта лента должна была бы стать фильмом-предупреждением, но стала фильмом-триумфом, который обернулся песней сирены для самого художника. В его палитре вместо фирменной тонкой пастели появились непривычные жирные мазки, словно он боялся, что зрители его не поймут (вспомним хотя бы энкавэдэшные эпизоды). Едва ли не впервые Михалкову изменило чувство меры: в картине несколько финалов, каждый из которых вполне самодовлеющ, но не хватило мужества, чтобы, подобно гениальному скульптору, отсечь лишнее. И это при том, что в тех же «Утомленных» истинно михалковским камертоном звучат сцены жизни обитателей дачи, отношений Котова и Мити.

Не увидел. Не услышал. Не внял. Впрочем, и внимать-то было нечему. Ему пеняли за все, а кино — подлинное, главное и по-настоящему единственное дело жизни — оставалось за кадром. Не было ни одного серьезного и глубокого профессионального анализа творчества позднего Михалкова. На наших глазах растворялся, тратил себя на мельтешню, тонул в светско-политической тусовке один из лучших творцов нашего времени — и ни слова, о друг мой, ни звука! Почему так? Трудно сказать. Впрочем, когда Россия так уж особо грустила о своих потерях? Особенно — людских.

Когда завершенному, уже давно существующему самостоятельно произведению вдруг начинают искусственно продлевать жизнь да еще присваивают порядковый номер, это не может не настораживать. «Два капитана-3» или «Броненосец Потемкин-4». Как правило, такие попытки оканчиваются конфузно: дважды в одну реку:

Такое впечатление, что Михалков словно забыл киноязык, которым он столько лет говорил с нами. Говорил не только ясно, чутко и убедительно, но красиво, грамотно и точно. Его язык, с одной стороны, был универсален, ибо его понимали все. С другой же — уникален, всегда узнаваем и любим. А что может быть большим счастьем для художника? Можно ли говорить, что Михалкову достался крест не по силам? Нет, тот крест, который дал ему Господь, был как раз впору. И он нес его достойно и ко всеобщей радости. А потом: Что было потом, мы уже знаем. Вина ли режиссера Михалкова в том, что вершину его траектории сегодня можно увидеть лишь повернув голову назад? Или беда? На мой взгляд, скорее, второе. Ибо долго купаться в солнечных лучах — можно и переутомиться.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9634
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7241
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?