Главная Культура 06:51 15 Мая 2012 5265
Сергей Лозница: «Канн — лучшее место для премьеры фильма»
<p>Лента отечественного режиссера — в главном конкурсе главного фестиваля мира</p>
Леонид Павлючик

 Завтра стартует Каннский кинофестиваль. В этот раз нам есть за кого болеть: в основной конкурс приглашена картина Сергея Лозницы «В тумане» по одноименной повести Василя Быкова. Строго говоря, фильм Лозницы — не только российского производства, это копродукция Германии, России, Латвии, Голландии и Белоруссии. С российской стороны картину продюсировала частная компания GP, средства на производство и продвижение выделил также Фонд кино. Лента снята на русском языке, преимущественно с русскими актерами, и это дает нам право считать ее своей. В эти дни Сергей Лозница завершает работу над картиной. Обозревателю «Труда» удалось связаться с режиссером и задать ему несколько вопросов.

 — Сергей, вы закончили ВГИК по специальности «режиссура игрового кино» в 1996 году. Но занялись кино документальным. Это была вынужденная мера, или вы хотели таким образом приобрести дополнительный профессиональный и жизненный опыт?

— Так сложились обстоятельства. В те годы у меня была возможность делать документальные картины с относительно небольшим бюджетом и быть независимым. Несколько лет назад появилась возможность снять игровую картину. Любой приобретенный опыт обогащает. Я уверен, что практика режиссера игрового кино пригодится мне в моих новых документальных проектах.

Только что я закончил работу над 20-минутным черно-белым документальным фильмом «Письмо». Документалистика для меня — это поле для эксперимента, возможность экспериментировать с формой, своего рода лаборатория. У меня есть полная свобода, поскольку бюджеты документальных картин небольшие, и я могу позволить себе быть в этом смысле абсолютно безответственным.

— Что надо сделать дебютанту, чтобы его первая игровая картина сразу попала в Канн, как это случилось с вашей предыдущей лентой «Счастье мое»?

— Не знаю, что я могу кому-либо посоветовать. Знаю только, что я делал и делаю. Я страстно люблю то, чем занимаюсь, и отдаю этому все время моей жизни.

— Ваш фильм «Счастье мое» собрал в Канне хорошие отзывы, но остался без наград. Мне кажется, жюри попало в плен ложной коллизии, навязанной прессой, — противопоставление вашего фильма, критического по отношению к нынешней российской действительности, патриотическому блокбастеру Никиты Михалкова «Предстояние». И жюри, похоже, решило на всякий случай не заметить обе картины:

— Уверен, что «коллизии» в российской кинопрессе в мае 2010 года не только не оказали влияние на жюри фестиваля, но и вообще не были этому жюри известны. Эти «бои местного значения» актуальны лишь на внутреннем рынке, в силу специфики российской прессы. В конкурсе Каннского фестиваля каждый год показывают как минимум три французские картины. Но почему-то французским критикам не приходит в голову сводить весь фестиваль к борьбе между французскими режиссерами. Или, например, американским критикам писать о том, что в Канне решается судьба американского кино. На Каннском фестивале каждый конкурсный фильм рассматривается как уникальное, автономное произведение, и критерии оценки заданы исключительно мировым кинематографическим контекстом. Я счастлив от того, что могу представить свой новый фильм на Каннском фестивале. Это лучшее место в мире для премьеры картины, и я благодарен организаторам фестиваля за то, что они оказали мне такую честь.

— Позволю себе наивный вопрос. Вы родились в Белоруссии, учились в Киеве и Москве, работали в Питере, живете нынче в Германии. Кем вы себя внутренне ощущаете? Белорусом? Украинцем? Россиянином? Европейцем? Гражданином мира?

— «Рождение души — медленное и темное рождение, более таинственное, чем рождение тела. Когда же душа человека рождается в этой стране, на нее набрасываются сети, чтобы не дать ей взлететь. Ты говоришь мне о национальности, религии, языке. Я постараюсь избежать этих сетей…» Это Джеймс Джойс, «Портрет художника в юности».

Если вы спрашиваете о географии, то в силу моей профессии я провожу значительную часть времени в путешествиях и подолгу живу там, где работаю. Если вы спрашиваете о метафизике, то мой родной язык — русский, сценарии я пишу по-русски и фильмы снимаю на русском языке.

— Сегодня фильмом о войне удивить зрителей очень сложно. Чем в этой связи вас заинтересовала внешне неброская повесть «В тумане», рассказывающая о том, как два партизана собираются свершить возмездие над путевым обходчиком, обвиненным в пособничестве фашистам?

— Я никого ничем не хочу удивлять. Фильмы не снимаются о войне, фильмы снимаются о людях. Военное время — это всего лишь обстоятельство действия, но не тема картины. Герой повести Василя Быкова, путевой обходчик Сущеня (в его роли снялся выпускник РАТИ Владимир Свирский. — «Труд») оказывается в ситуации, когда для того, чтобы сохранить себя как личность и отстоять свое человеческое достоинство, он должен сделать выбор между жизнью и смертью. Эта тема меня волнует.

— Сценарий фильма «В тумане» вы написали более 10 лет назад. Как отразилось это десятилетие на сценарии и снятом вами фильме?

— За прошедшие 10 лет сценарий изменился и, мне кажется, в лучшую сторону.

— Готовясь к разговору с вами, я с удивлением обнаружил, что по произведениям Быкова снято около 20 фильмов. Но по-настоящему удачных фильмов почти нет — за исключением, может быть, «Восхождения» Ларисы Шепитько, к которому сам Быков, насколько помню, относился сдержанно. Ваше отношение к этой и другим картинам, снятым по Быкову?

— Я думаю, что лучшая картина, снятая по прозе Василя Быкова, — это фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько. Сейчас я к этой картине отношусь тоже сдержанно. Меня останавливает пафос, который присутствует в фильме и уводит зрителя от темы.

— Сразу после Канна ваш фильм «В тумане» едет на Фестиваль молодого европейского кино в Вологду, минуя сочинский «Кинотавр». Почему? Говорят, вы что-то не поделили с руководителем фестиваля Александром Роднянским.

— Мне нечего делить с Александром Роднянским. Я принял это решение исходя из соображений этики. Два года назад, после премьеры фильма «Счастье мое» на фестивале «Кинотавр», директор фестиваля позволил себе публичные высказывания в мой адрес и в адрес приглашенной им картины, которые недопустимы в цивилизованном обществе. Каковы бы ни были художественные пристрастия директора, он либо не приглашает фильм на фестиваль, либо, пригласив, относится к нему с почтением. В противном случае он дискредитирует фестиваль.

— Когда вашу картину сможет увидеть российский и европейский зритель?

— На данный момент, насколько мне известно, фильм приобретен прокатными компаниями Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Польши, Бенилюкса, России. Компания Match Factory, агент по всемирным продажам, ведет переговоры с дистрибьютерами ряда стран и планирует заключить контракты во время Каннского фестиваля. В России прокатчиками картины станут наши продюсеры — кинокомпания GP. Если все пойдет по плану, фильм выйдет на российские экраны осенью. ?

Личное дело

Сергей Лозница, режиссер

Родился 5 сентября 1964 года в городе Барановичи (Белоруссия, бывший СССР).

Окончил в 1987 году Киевский политехнический институт по специальности «инженер-математик». В 1997 году окончил ВГИК, мастерскую режиссуры игрового кино.

Работал с 1987 по 1991 год в киевском Институте кибернетики, где занимался разработкой экспертных систем и проблемами искусственного интеллекта.

Снимает документальное кино с 1996 года. Автор 11 документальных фильмов. Лауреат российских национальных премий «Ника» и «Лавр», обладатель многочисленных международных наград.

Премьера игрового дебюта Сергея Лозницы «Счастье мое» состоялась в мае 2010 года на МКФ в Канне. Фильму присужден приз за лучшую режиссуру и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на открытом российском фестивале «Кинотавр», Гран-при МКФ в Вологде, приз «Серебряный абрикос» МКФ в Ереване, приз за лучший сценарий фестиваля «Киношок» в Анапе, Гран-при фестиваля и приз FIPRESCI МКФ «Молодость» в Киеве, Гран-при МКФ «Листопад» в Минске, Гран-при МКФ «Темные ночи» в Таллине.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9634
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7241
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?