Наступивший год для руководителя «Сатирикона» обещает быть знаменательным: весной 2013 года рядом с его театром откроется долгожданный центр. «Райкин-PLAZA» будет состоять из коммерческого (торгово-развлекательного) и театрального корпусов. В театральную часть войдут Высшая школа сценических искусств, Открытый театр и Театральная гостиница. О масштабном проекте мы говорили с его руководителем Константином Райкиным.
Константин Аркадьевич, до сих пор вы преподавали в Школе-студии МХАТ. Наверное, и там можно было готовить кадры для «Сатирикона» — зачем понадобилось брать на себя труды по созданию собственного театрального вуза?
— Если есть возможность вести самостоятельное дело, грех ею не воспользоваться. Особенно в связи с тенденцией к сокращению творческих вузов, которую мы последнее время наблюдаем. В определенный момент своя театральная школа становится нужна каждому развитому драматическому театру. К этому пришли когда-то и Художественный, и Малый, и Вахтанговский театры, теперь вот наступила очередь «Сатирикона».
— Вы уходите из Школы-студии МХАТ без сожаления?
— С огромным сожалением! Но как человек ответственный не могу позволить себе делать что-то спустя рукава. Чтобы не расстраиваться, не надо раздваиваться. А Школе-студии МХАТ я благодарен за бесценный опыт, который там приобрел, за поддержку моих устремлений Олегом Павловичем Табаковым, какой я не встретил, например, в родном институте им. Щукина. За 12 лет совместной работы с родными мне по духу людьми.
— В вашем вузе откроются четыре факультета — актерского искусства (причем обучение на нем будет бесплатным), менеджмента, звукорежиссуры и светотехники. Будете участвовать в работе каждого из них?
— Я уже 25 лет, с тех пор как существует «Сатирикон», занимаюсь театром в целом, а не одной лишь его творческой составляющей. И, поверьте, могу многому научить не только актеров, но и представителей разных театральных цехов. В идеале хорошо бы иметь еще и театроведческий факультет — хочется внести в профессию критика какую-то живую, любвеобильную струю, которой, как мне кажется, сегодня не хватает.
— Для вас важно, что ваша школа — негосударственная?
— Да, потому что здесь я буду иметь возможность экспериментировать, не отчитываясь при этом ежесекундно.
— Нынешней весной Высшая школа Константина Райкина начнет прием абитуриентов. И ей придется вступить в конкурентную борьбу с той же Школой-студией МХАТ, другими московскими театральными вузами.
— Думаю, мы справимся. Уже сейчас наша школа включена в Международную образовательную программу под эгидой ЮНЕСКО. Наша система обучения — на стыке теории и практики, Учебный театр по техническому оснащению не уступает лучшим профессиональным сценам. Привлекательным будет и преподавательский состав: позову самых известных людей из разных театральных школ.
— Одной стеной к вашей школе примыкает так называемый Открытый театр, предназначенный для уличных представлений и оснащенный, говорят, чудо-техникой не слабее той, которой располагает театр Цирка дю Солей в Лас-Вегасе. Но как в нем будут себя чувствовать артисты «Сатирикона» — они ведь не циркачи?
— Когда у художника под рукой хорошо работающая техника, это очень вдохновляет. А чудеса зрителям всегда нужны. Открытый театр будет работать и зимой. Что касается постановки трюков, то когда не будет хватать наших собственных возможностей, думаю, нам помогут и наши друзья, в том числе цирковые артисты, которые уже работали с нами над несколькими театральными спектаклями.
— Наверное, билеты на столь необычную сцену будут очень дорогими?
— Отнюдь, я даже надеюсь, что часть представлений будет вовсе бесплатной. Мы очень рассчитываем на государственные заказы, касающиеся мероприятий во время массовых гуляний. Думаю, наша Открытая сцена составит достойную конкуренцию привычным для москвичей местам площадных спектаклей — Красной площади и Тверской.
— Знаю, что у вашего проекта немало критиков. Многие, например, недовольны тем, что театр в «Райкин-PLAZA» существует под одной крышей с коммерческим, торгово-развлекательным центром.
— Надо понимать, что сам театр поднять такой проект не может, для этого привлекается инвестор, которому требуется соблюдать и собственные коммерческие интересы.
— В свое время ваш отец, Аркадий Исаакович Райкин, должен был отстаивать существование своего театра в условиях политического и идеологического давления, сейчас руководители театров оказываются под гнетом экономическим. Как считаете, что сложнее?
— По сути это то же самое. В политике нашего государства сегодня культура, к сожалению, занимает одно из последних мест. Отсюда острейшие, иногда неразрешимые экономические проблемы, с которыми сталкивается российский театр.